Америка была открыта Колумбом в 1492 году. А самую северную точку Евразии на полуострове Таймыр экспедиция Челюскина достигла лишь 20 мая 1742 года. Между этими двумя открытиями 250 лет, что наглядно показывает, насколько недоступным является Заполярье Сибири. Пожалуй, никогда еще дату покорения самой северной континентальной точки мира – мыса Челюскина не отмечали так креативно, как в этом году. 20 мая состоялся релиз альбома «Хэйро», который записали Юра Визбор и Павел Аксенов.
Альбом «Хэйро» на цифровых платформах: https://onerpm.link/heyro
Два ярких музыканта-экспериментатора соединили в своем альбоме древность и современность, горловое пение и чиптюн, шаманские ритмы и гиперпоп. Большая часть песен альбома посвящены Заполярью, три песни – примыкающему к нему Пермскому краю. Наш сайт optimism.kz этот проект привлек еще тем, что в нем есть песня «Ппппп», в которой поется о позитиве, а это синоним оптимизма. Без этого чувства невозможно выжить в экстремальных условиях.
По следам деда
Внук Юрия Визбора, знавшего толк в северных широтах, стал инициатором этого проекта. Найдя оригинальные решения в аранжировке, он по-своему прочертил путь по белому безмолвию, наполнив его современными ритмами. Кстати, Юра Визбор, готовит свой первый в Алма-Ате сольный концерт в клубе авторской песни «Тоника» — «Здравствуй, я вернулся». Он состоится в театре La Boheme 22 июня. А 3 июля пройдет сольный концерт Юры Визбора в столичном Дворце Независимости. И хотя эти выступления будут посвящены прежде всего его деду, нам стало известно, что Юра исполнит несколько своих песен, а также композиции из альбома «Хэйро».
— Юра, почему ты выбрал для релиза северного альбома конец мая?
— Очень просто: я спросил помощницу, какой лучший день мая для музыкального релиза, и случайно/неслучайно оно попало на день открытия крайней северной точки континентальной Евразии — Семён Иванович Челюскин с двумя помощниками добрался до неё 20 мая 1742 года на собаках, подобно герою песни «-45℃». Позже этот мыс был назван его именем. К тому же в конце мая начинается ледоход на Енисее в районе устья.
— Не боишься, что название альбома покажется слушателям непонятным?
— Бояться — так себе занятие, к тому же я не занимаюсь прямым угождением аудитории — пусть погуглят, прочувствуют. Хэйро — этот праздник северных народов: день, когда первый раз в году после многодневной полярной ночи над горизонтом появляется Солнце.
— Не кажется ли тебе, что обложка альбома — «Хэйро» на снегу — чересчур аскетична – надпись?
— Обложка — оммаж на «Белый альбом» The Beatles, с которых во многом начались мой и Пашин гитарные пути: он когда-то лет в 12 впервые услышал их в дудинском дворике в исполнении местных старшаков, а мне лет в 6 папа показал нехитрые аккорды «Хоп-Хэй-Хоп» Пола Маккартни. Кстати, если определённым образом затемнить фотографию снега, то получится изображение космоса.
— Можно ли сказать, что Паша заметно повлиял на твое музыкальное мышление?
— Паша — мой учитель по гитаре. Занятия были давным-давно, и их было типа четыре, но эффект сильнейший, а песни стали мне родными и помогли распознать в себе Азию. Те, кто слышал Пашу, не раз нарекали его «русским Стингом» — не особо люблю подобные сравнения, какими бы лестными они ни были, но раз на то пошло, он в неменьшей степени и «русский Скэтмэн» — его жонглёрские импровизы наводят на мысль, что о чём-то в жизни можно сказать только скэтом.
— Насколько нейлоновые струны Павла, больше подходящие для Бразилии, сочетаются с северной тематикой?
— Паша на нейлоновых струнах способен переноситься в иные миры, чего уж тут Южная Америка. Ну и путешествие, заложенное в альбом, основательно заезжает туда в трёх срединных треках — Перу в «Титикака», без конкретики в «Колибри» и Мехико в «Полярном Фотографе». Вообще, гитароцентричность альбома обусловлена уникальной Пашиной техникой: его «правая» в круге ценителей считается легендарной, а самородные аккорды в левой — достойно балансируют картину. Остальной аранж с частыми обыгрываниями полярных сияний и других примет севера я делал в основном на шведском синте Elektron Digitone — эти ребята очень хорошо знают толк в красоте нордического звучания. Регулярная прямая бочка проводит мост между современной танцевальной музыкой и древними церемониальными танцами с бубном у костра. Перечислю одни из самых ярких фич альбома: дуэт самолёта и горлового пения (трек 06), ария белого медведя с автотюном (04), ‘Ой, Мороз’ в пентатонике (02), варган как часть сценария полового акта (07), звуковой петроглиф колибри (05) и полёт кирсановского Диризяблика (01).
— Когда располагаешь песни в хронологии написания, это может повредить композиции, в частности сочетаемости песен. Не поэтому ли твой альбом не дотягивает до традиционного 45-минутного формата целых десять минут?
— Не ставил себе целью набрать 45 минут, достаточно, что в нем есть песня «-45℃». Это второй в моей практике альбом-биография (первый — [бум смеш техн] по творчеству дедушки), и удивительным образом самые яркие, на мой взгляд, песни, расставленные в хронологии написания, оба раза составляли прекрасную драматургию. Должен добавить, что спорных моментов в этом плане было несколько: то даты противоречивые, то разное время написания музыки и текста — в этих случаях я оставлял решение за собой. Более того, эти два альбома являют собой единую линию — в случае с дедом период получился 1952-1982, а в Пашином — 1983-2011 (это кстати, наибольший расцвет свободы в России за всю её, кажется, историю).
Но хронология — не единственный принцип, заложенный в структуру: это также альбом-диалог: главные партии песен распределены между нами по очереди, насколько это уместно — типа мы такие Дон Хуан и Карлос, или персонажи схожей по сути книги Владимира Серкина «Хохот Шамана». Завершает альбом песня многоликой Богини Мира и Покоя; также и альбом-география: путешествие от Русского Севера до Южной Америки, затем обратно — и Наверх/Внутрь. Из топонимов и этнонимов присутствуют Нарьян-Мар и Тула, Норильск и Дудинка, Мексика и Перу, эвенки, долгане и чукчи, но ввиду имеются многие другие (все) места и народы. Сочинялись песни в Алма-Ате, в Архангельской области и в подмосковной Лобне; также и альбом-будильник: обращение к сложносочинённому русскому народу, который спит из века в век, храпя на весь мир, просыпаясь только в крайних случаях, чтобы нажать «snooze». В песне «Пойдём На Гору» (08) будильник вписан документально, и наиболее отчётливым образом ощутим сильный поток холодной мужской энергии, переплетённой с тёплой женской, пробуждающий из двойного нолановского сна; также и альбом-паттерн: показываю наглядно, как быть с прошлым: брать лучшее, отряхивать, худшее выкидывать, идти дальше. Заряжено на освобождение.
Отмечу отдельно три песни:
-03 «Край Детства» — единственная с полностью Пашиным текстом, главная его вершина.
-09 «Ппппп» — внезапный даб с текстом алмаатинского автора Олега Белова сплошь из слов на «П».
-10 «ь» — его же текст, все слова заканчиваются на мягкий знак в сопровождении оркестра кухонной посуды (пасхалочка: эти две песни — посвящение городу ПермЬ).
Также это и альбом–вопрос ‘что есть сегодня бардовская песня/что делал бы мой дед и другие наши барды первой волны в сегодняшних технологических обстоятельствах’. Мой ответ: они взяли бы гитару за основу, а дальше «как разговор пойдёт» — хайперпап/гипербард. И очень в тему созвучие с мифом о Гиперборее, северной колыбели человечества.
— Почему ты решил встретить релиз в столице Казахстана, а не в Мурманске, Перми или Дудинке?
— Потому что «Хэйро» — это также и альбом-полёт. В день выпуска я сел на рейс Москва — Нур-Султан. Причин несколько: Генеалогическая — корни отцовской фамилии уходят в Казахстан, дедушка-Визбор многожды был в Алма-Ате и дал мне несколько потайных стрелочек в этот регион, ну и сыграло собственное моё впечатление, которое укрепилось в период Экспо-2017, когда я дважды прилетал в Астану на музыкальные фестивали, ездил в Бурабай и автостопил от Атырау через Чапаев и Уральск; Художественная — я три года никуда не летал после одного проекта в Катаре, и решил внять совету из 10-й песни — [ь] — который звучит как “научись летать опять”, на альбоме много других полётных образов. Плюс конечно же то, что Паша родом из Алма-Аты, а Олег Белов бóльшую часть жизни провёл в Алма-Ате и Капчагае.
— Кто еще работал над альбомом?
— Остальные непосредственные участники: Павел Коротков-Африканда — знаток африканской культуры и самобытный музыкант, написавший основную часть текста 07-й песни [Геологша]; Арина Агронская — парикмахерша со сверхспособностями, проникновенно спевшая вышеупомянутую песню [ь], завершающую альбом простыми и важными словами “верить, любить, прощать”; Мария Шишова — финансистка и фолк-певица, внёсшая народный колорит в песни 01-09; Варвара Чиркина — растениеведка и пианистка, основавшая музыкальную онлайн-школу coocooschool.ru, её голос можно услышать в записях таких больших современных русских артистов, как Монеточка, СБПЧ и Наадя, а также в песнях 06-10 нашего альбома; Анастасия Белкина — профессиональная няня и потусторонний бэк-вокал в [ь]. Забавный момент, что альбом записали курьер по доставке цветов (я уже в завязке) и охранник стоянки (Паша в активной фазе), пригласив на женские вокальные партии парикмахершу, няньку, финансистку и растениеведку.
Пропитанный Севером
Павел Аксенов родился в Алма-Ате, но его школьные годы прошли в Дудинке, относительно недалеко от мыса Челюскина. Годы его службы в армии прошли в Архангельской области. Так что он навсегда пропитался Севером. Вернувшись в яблочный город он в конце 90-х вместе с Олегом Беловым приступил к созданию северных песен, которые легли в основу альбома «Хэйро». Кстати, первые выступления этих авторов происходили в клубе авторской песни «Тоника», одним из основателей которого в своё время был Юрий Визбор, выступивший, как шутят алмаатинцы, в роли повивального деда.
— Павел, кто-то считает годы, проведённые на Севере, потерянными. Как ты к ним относишься?
— Мне они дали очень много. За десять школьных лет в Дудинке и два года армейской службы в Архангельской области я не просто вырос, но и во многом сформировался как музыкант. Крайний Север наполняет тебя шаманскими ритмами и даёт неповторимые ощущения, которые остаются в тебе навсегда. Пять суток на теплоходе от Красноярска до Дудинки — обычное дело. Самая северная железная дорога – это лишь небольшой участок от Дудинки до Норильска, о котором поётся в нашей песне «Полярный Фотограф».
Для меня с детства были привычны сугробы с двухэтажный дом. Иногда температура опускалась до минус 55℃. Но в наших домах всегда было тепло, хотя наледь на стеклах достигала 10 см. В моей памяти остались многочасовые уроки физкультуры в виде лыжных походов на остров Кабацкий, выступления танцевального ансамбля «Хэйро» и долгожданный весенний ледоход: огромные льдины движутся по широкой реке, сталкиваясь и выползая на берег — это непреодолимая сила освобождения от зимы. Могучий Енисей, морошка, строганина, бескрайние просторы тундры, северное сияние, в тишине разливающееся по всему небу — это то, что невозможно забыть и что ожило в моих песнях спустя годы.
— Как ты воспринял такое необычное прочтение своих песен в альбоме «Хэйро»?
— Работа над альбомом «Хэйро» была нелёгкой. Юра — очень требовательный музыкант и продюсер, который готов бесконечно оттачивать партии инструментов. Этот альбом для меня — совершенно новый взгляд на свои песни, где на фоне многочисленных современных спецэффектов, синтовых басов и бочек, играет живая акустическая гитара. Я как дипломированный басист всегда уделяю особое внимание басовой линии, при этом чётко разделяю бас и ритм-гармоническую гитару. Здесь же в альбоме Юра, оставляя всю игру моей правой руки, легко сплетает её с синтетическим басом. Также Юра как автор аранжировок мастерски владеет пространством и образностью, благодаря чему звучание получается очень просторным. Название альбома предложил он, после того, как я рассказал ему, как соседи-долгане кричали на праздник это слово в моём детстве, проведенном в Дудинке. Праздник Хэйро отмечают, когда после долгой полярной ночи Солнце впервые выглядывает из-за горизонта. Это неповторимое ощущение, которое осталось во мне навсегда и вдохновило меня на северные песни. Надеюсь, альбом, который во многом получился танцевальным, найдёт своего слушателя и среди молодых людей.
Казахский сибиряк
Большую часть текстов альбома «Хэйро» написал алмаатинский автор Олег Белов. С Юрой Визбором и Павлом Аксеновым его роднит то, что он также любит эксперименты, ведь по своей сути «Хэйро» — это концептуальный альбом, не укладывающийся в традиционные рамки.
— Олег, как получилось, что большая часть текстов для этого северного альбома, появилась в теплой Алма-Ате?
— Меня увлекла северная экзотика. Жизнь за полярным кругом требует от человека особых качеств. Не могу сказать, что тема существования человека в холодной среде для меня является абстрактной. Я родился в Томской области, в небольшом городе Асино, где тайга начиналась за забором и заигравшиеся дети могли легко заблудиться в лесу, что иногда и происходило. Правда, с трех лет живу в Казахстане, так что кочевника во мне больше, чем сибиряка. Но и здесь хватает экстрима. Надо помнить, что рядом с Алма-Атой находятся вечные снега Тянь-Шаня. Мне приходилось во время экстремальных походов ночевать в палатке на ледниках выше четырех тысяч метров. Это незабываемые ощущения, когда холод пробирает тебя насквозь даже в пуховом спальнике. Страсть к написанию северных песен во мне пробудил Павел Аксенов. Его гармонии и ритмы завораживают шаманской природой. Песня — это дорога. Иногда она заводит в край, где люди месяцами не видят Солнце, но зато потом они наблюдают, как светило всё лето не уходит за горизонт. Среди моих знакомых в Алма-Ате Павел — единственный человек, который ил за полярным кругом. Север меньше всего испорчен цивилизацией, и он способен многому научить нас.
— Но в 2004 Павел переехал в Москву. Получается, что вы пишите песни дистанционно?
— Современные технологии позволяют это. Мы иногда приезжаем друг к другу, но большую часть северных песен мы написали на расстоянии. Нам так понравилось творить сообща, что мы даже создали группу «Аквафон» и выпустили три совместных альбома, в числе которых и северный – «Песни Мудрого Чукчи».
— Название как-то связано с Виктором Цоем?
— Мне посчастливилось однажды встречаться с Виктором Цоем. Он давал концерт в Казахском политехе, где я учился, в декабре 1997 года, когда Рашид Нугманов снимал его в фильме «Игла». Они долго ждали снега, чтобы снять финальную сцену на улице Тулебаева. Благодаря этой задержке один из наших преподавателей – Урал Аманжолов решил устроить этот полуподпольный концерт. Виктор не только пел песни, но и общался с нами. Мне удалось задать ему несколько вопросов. На этом концерте впервые прозвучала песня «Звезда по имени Солнце», написанная для фильма «Игла». До сих пор это был лучший концерт, который мне приходилось видеть. Естественно, он спел и «Алюминиевые огурцы». Скорее всего, название нашего с Пашей северного альбома навеяла строчка из этой песни — «Три чукотских мудреца».
— Что в вашем совместном творчестве с Павлом появляется раньше – текст или музыка?
— Чаще всего я пишу текст на уже готовую мелодию, чтобы сохранить ее красоту. Иногда Павел показывает мне набросок текста, и мы вместе дописываем его. В альбоме «Хэйро» три таких песни — «-45℃», «Полярный Фотограф» и «Пойдем На Гору». Кроме этого Паше принадлежит идея текста для песни «Титикака», которая стала самой успешной из наших северных песен. Анимационный клип на эту песню, созданный режиссером Юлией Левицкой, обошел многие казахстанские и зарубежные каналы, и даже добрался до MTV. Мы сочинили вместе с Павлом более 50 песен, в том числе казахстанский цикл «Небесный кочевник» и экс-Пермь-ментальный «Пастух облаков», три песни их которого завершают альбом «Хэйро».
Когда Павел перебрался в Москву, мне казалось, что его удивительный талант в сфере фолк-стилизации и его полифоническое мышление будут оценены и востребованы там. Но, по большому счёту, это произошло лишь в этом году с появлением альбома «Хэйро», полностью состоящего из его песен.
— Юра и Павел представляют разные поколения и разные музыкальные пристрастия. Насколько удачным был их союз в этом альбоме?
— На первый взгляд, они не похожи, но, на мой взгляд, встреча Павла с Юрой Визбором не была случайно и стала большой удачей. Эти оригинальные музыканты нашли друг друга — оба мыслят аранжировками, любят экспериментировать и знают, что аккорды состоят не только из трёх звуков, расположенных по терциям. Визбор-молодой сумел разглядеть недюжинный талант выросшего в далекой Дудинке музыканта и сыграл ним в одну дуду. Он по-новому прочёл лучшие песни Павла, добавил в них своё видение, таинственный саунд-дизайн, энергию рэйва, шаманский драйв и даже авангард, сыграв одну из песен на бокалах и тарелках, найденных на своей кухне — композиция «ь». Этот образ он охарактеризовал как «одиночество вымытой посуды». В проект были привлечены яркие вокалистки, которые украсили песни своими голосами. На мой взгляд, этот лаконичный альбом обладает редким качеством — его не надоедает слушать, потому что он непредсказуем по причине крайне большого количества идей и зашифрованных посланий. И главное – в него вложено много чувства. Кстати, две композиции альбома входят в казахстанскую книгу рекордов КИнЭС. «Ппппп» — первая песня, все слова которой начинаются на «П», а также «ь» — первая песня, все слова которой заканчиваются на мягкий знак.
— Авторы «Хэйро» сделали акцент на оригинальность. Но есть ли у этого альбома шансы стать популярным?
— Я думаю, он найдет своего слушателя, но для этого нужно еще создать и видеоклипы. Мне очень хочется, чтобы эти заполярные и пермские песни услышали жители Севера Евразии, вдохновившие нас на это творчество. Я надеюсь, Юра и Паша совершат какой-нибудь Северный морской тур из Мурманска в Анадырь с заходом в Дудинку. Когда мы ходили с Пашей в горы, ни один поход не обходился без песен Юрия Визбора. А сейчас его внук позвал слушателей в дорогу этим альбомом-путешествием. Думаю, не случайно Юра в день релиза альбома отправился в Казахстан, где родилась значительная часть песен «Хэйро» и где не понаслышке знают о горловом пении и шаманских плясках. К тому же, температура -45 ℃ для казахстанцев не экзотика. В любом случае, Павел Аксёнов, также как и я, может сказать, оценивая данный поворот творческой судьбы: «Это твой выбор, это твой Визбор!»
Алихан БАТАЛОВ