• О нас
  • Реклама
  • Правила
  • Контакты
Суббота, 10 мая, 2025
 Версия слабовидящим
Optimism.kz - Истории успеха
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Таза Қазақстан
  • Здоровье
  • Общество
    • Спорт
    • Культура
    • Закон и порядок
    • ESG
    • Прочее
  • Регионы
    • Астaна
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • Атырауская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО
  • Спецпроекты
    • Истории успеха
    • Актуально о страховании
    • Добро
    • Технологии и Инновации
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Таза Қазақстан
  • Здоровье
  • Общество
    • Спорт
    • Культура
    • Закон и порядок
    • ESG
    • Прочее
  • Регионы
    • Астaна
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • Атырауская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО
  • Спецпроекты
    • Истории успеха
    • Актуально о страховании
    • Добро
    • Технологии и Инновации
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Optimism.kz - Истории успеха
Freedom Broker
Главная Общество

Первое массовое исследование гендерного разрыва в STEM образовании Казахстана

by Карина Бикенеева
31.05.2023, 21:45
in Общество, ★
Фото: Pixabay.com

Фото: Pixabay.com

По данным Бюро национальной статистики, число студентов в Казахстане на начало 2022–2023 г. составило 578,2 тыс. человек, 53,4% из которых — женщины. Парни представляют большинство студентов технических специальностей STEM, включающих науку, технологии, инженерию и математику, а девушки – гуманитарных. Подобная гендерная сегрегация наблюдается и после окончания университета: женщины в РК занимают доминирующее положение в образовании и медицине, мужчины – в строительстве, транспорте, добыче и переработкее полезных ископаемых. Таким образом, гендерная сегрегация в вузах вносит свой вклад в сегрегацию на рынке труда, в свою очередь, гендерный дисбаланс в отраслях влияет на выбор специальностей выпускников школ, выбирающих направление обучения под властью гендерных стереотипов и ожиданий общества. В результате формируется порочный круг гендерной сегрегации на разных уровнях социально-экономического устройства.

Учитывая, что средняя зарплата в технических отраслях выше, чем в образовании и медицине, упомянутая сегрегация труда способствует феминизации бедности в стране. Средний разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами в 2022 г. по всем областям и городам республиканского значения составил 21,7%, в то же время наибольший дисбаланс наблюдается именно в тех регионах, где основная занятость связана с добычей и переработкой полезных ископаемых, относящихся к сфере STEM. Так, в Карагандинской, Атырауской, Мангистауской областях отмечен самый высокий гендерный разрыв в зарплате, доходящий до 45,1%, а наименьший — в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях, где труд зачастую связан с легкой промышленностью и сферой услуг.

В связи с ростом актуальности STEM дисциплин и профессий во всем мире, исследование причин недостаточной представленности девушек на технических специальностях имеет важное значение для сокращения гендерного дисбаланса в данном направлении. Несмотря на достаточное количество публикаций о STEM в школьном образовании Казахстана, уровень вузовского образования оставался мало исследованным до недавнего времени.

В 2023 году Алматы Менеджмент Университет в рамках международного проекта Cintana Alliance в сотрудничестве с исследователями International University of Ecuador (Эквадор) и NorthCap University (Индия) провел первое массовое исследование в Казахстане на тему «Гендерный разрыв в STEM образовании». Проведенное научное изыскание направлено на изучение барьеров, стоящих перед студентами STEM, а также выявление их мнений о причинах выбора специальности, ролевых моделях, возможностях развития карьеры и сложностях изучения технических дисциплин. В целом опросом охвачено 1425 студентов казахстанских вузов, 1085 из которых – обучающиеся на технических специальностях (75% респондентов – девушки). В исследовании приняли участие 676 студентов с казахским языком обучения, 235 – с русским и 174 — с английским языком обучения; 420 участников опроса — родом из села, 665 человек – из города.

Исследование показало, что такие факторы, как гендер, язык обучения и местность происхождения обучающихся оказывают наибольшее влияние на их понимание вопросов гендерного равенства и уровень гендерных стереотипов. Так, наиболее значительную предвзятость в отношении женщин в STEM обнаружили у парней; девушки, в свою очередь, гораздо выше оценивают свои способности и возможности в STEM образовании и профессии. В целом, участники опроса выразили большее сомнение в склонностях девушек к математике и машиностроении, но дали более позитивные оценки способностям женщин в информационных технологиях и физике. Если в отношении машиностроения взгляды опрошенных можно связать с высокой представленностью мужчин в этой индустрии, то разная оценка об успехах женщин в математике и физике требует дальнейшего анализа.

Обучающиеся родом из сельской местности чаще считают, что парни имеют больше склонности к STEM дисциплинам и профессии в сравнении с девушками, с ними как правило в равной степени солидарны студенты, обучающиеся на казахском языке. В то же время студенты с английским языком обучения острее ощущают гендерное неравенство и имеют самое положительное отношение к девушкам в STEM среди обучающихся на разных языковых отделениях. Выявленная разница в уровне гендерной предвзятости к женщинам в технических науках между студентами разных языковых отделений создает запрос на дальнейшее изучение контента учебных программ, учебных пособий и материалов, педагогической и воспитательной работы преподавателей разных языковых отеделений с целью определения, что именно из вышеперечисленного оказывает влияние на уровень чувстивительности к гендерным вопросам и понимание проблем гендерного равенства.

Интересным результатом опроса можно назвать получение информации о том, что девушки и парни одинаково оценивают математику, физику и химию и другие точные науки по уровню сложности, что сигнализирует о схожем восприятии данных учебных предметов и теми, и другими и позволяет сделать заключение о том, что гендерные стереотипы о меньших способностях женщин к познанию STEM не отвечают реальной ситуации.

Важным открытием явилось определение статистически значимой связи между мнением об отсутствии гендерного неравенства в стране и более высоким уровнем гендерных стереотипов студентов. Данный факт свидетельствует о том, что людям, разделяющим патриархальные взгляды на гендерные роли (мужчина – производитель экономического блага, женщина – хранительница домашнего очага), свойственно не видеть гендерных проблем общества, что кроме прочего может быть связано с их недостаточным уровнем знаний о гендерных вопросах в целом.

Несколько пессимистичный результат получен в отношении причин выбора STEM специальности парнями и девушками: первые гораздо чаще объясняют свой выбор следованию мечте (37% парней и 24% девушек), в том время для вторых эта специальность чаще – не их изначальный выбор (для 33% девушек и 15% парней). Объяснение данному факту было найдено в последующих фокус-группах, проведенных со студентками: оказалось, что девушки выбирали эту профессии зачастую из-за более высоких возможностей получения образовательного гранта. И действительно, согласно государственной статистике, на STEM специальностях примерно 60% студентов обучаются за счет государственного заказа против 40% грантников на других специальностях.

В  результате исследования не обнаружено больших различий между парнями и девушками в сферах желаемого трудоустройства: большинство опрошенных (36%) хотят работать в частном секторе, 27% — в своем бизнесе, 15% — в государственном секторе и 12% и 9% в образовании и исследованиях соответственно. Наиболее значительная разница выявлена между студентами разных языковых отделений: обучающиеся на английском языке в большинстве своем хотят трудоустроиться на частные предприятия (54%) в сравнении с 33% студентов других языковых отеделений. Также лишь единицы обучающихся на английском языке желают работать в государственном секторе (3%) в сравнении со студентами с казахским (19%) и русским (14%) языками обучения.

В Казахстане, как и во всем мире, большую актуальность приобретают професссии, связанные с искусственным интеллектом,  анализом больших массивов данных, программированием, робототехникой, кибернетикой; спрос на таких специалистов в будущем будет только расти. По данным Бюро статистики США, в следующие десять лет потребность в STEM специалистах опередит остальные специальности на 76%, медианная годовая зарплата STEM профессионалов более чем вдвое превысит тот же показатель среди специалистов других областей. Следовательно, уже сейчас представителям государственных органов, бизнес-сектору, вузам и гражданскому обществу необходимо задуматься, как снизить гендерную сегрегацию в области STEM быстрее и эффективнее. Ведь чем меньше девушки вовлечены в данную сферу сегодня, тем ниже их будущие шансы достичь прогресса в профессиональной деятельности, обеспечивающей достойный доход, возможности роста и развития и тем ниже перспективы страны в занятии достойных позиций в глобальной конкуренции в динамично-развивающихся отраслях экономики, неразрывно связанных со STEM компетенциями ее граждан.

Анастасия Липовка, ассоциированный профессор Алматы Менеджмент Университет

Tags: Казахстан
ShareShareSendShareTweet

Касым-Жомарт Токаев посетил турнир Qazaqstan Barysy Grand Slam

Участок улицы Айтматова перекроют на ремонт

Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел

Grand Slam по дзюдо в Астане: Абылайхан Жубаназар досрочно выиграл схватку за «бронзу»

Встреча на тему «Государственные символы — основа национальной идентичности» прошла в Уральске

Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?

Рекомендуем

Grand Slam по дзюдо в Астане: Абылайхан Жубаназар досрочно выиграл схватку за «бронзу»

10.05.2025, 18:43

Встреча на тему «Государственные символы — основа национальной идентичности» прошла в Уральске

10.05.2025, 18:32

Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?

10.05.2025, 17:50

Дзюдоист Есет Куанов завоевал «бронзу» на Grand Slam в Астане

10.05.2025, 17:49
Загрузить еще
Казахская музыка онлайн Казахская музыка онлайн Казахская музыка онлайн
Новости Казахстана 2020 Оптимизм

Публикуем последние новости из мира бизнеса и экономики, события в политической жизни, экономические прогнозы, собственную аналитику, рейтинги и обзоры. Слоган: «Живи с оптимизмом».

Мы там, где удобно:

Категории портала

  • Здоровье
  • Истории Успеха
  • Культура
  • Мнение
  • Таза Қазақстан
  • Общество
  • Спорт
  • Экономика
  • Политика
  • Прочее
  • Важное

Самая последняя новость

Касым-Жомарт Токаев посетил турнир Qazaqstan Barysy Grand Slam

10.05.2025, 19:56
Яндекс.Метрика

  • О нас
  • Реклама
  • Правила
  • Контакты

© 2024 Optimism.kz - мониторинг, последние новости Казахстана .

1xbet.kz Акция!!
  • Главная
  • Здоровье
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Истории успеха
  • Таза Қазақстан
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Актуально о страховании
  • ESG
  • Добро
  • Регионы >>
    • Астана
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО

© 2024 Optimism.kz - мониторинг, последние новости Казахстана .