Импакт-инвестирование — именно эту тему на протяжении двух дней обсуждали собравшиеся 12-13 июня в интеллектуальном пространстве Maker Space социальные предприниматели из Алматы и других городов Казахстана, передает Optimism.kz со ссылкой на Комсомольскую правду.
Корреспондент «КП» решил выяснить, что это такое — импакт-стартапы, как в них инвестировать и как решать социальные проблемы и при этом получать доход.
С недавних пор в экономике и социальной сфере появился новый тренд. Направленные на масштабные социальные изменения некоммерческие организации (НКО), которые изначально не нацелены на получение прибыли, а финансировались целевыми грантами под конкретные проекты, постепенно сменяют импакт-стартапы (от англ. impact — влиять на что-либо) — «бизнесы со смыслом», для которых коммерческие цели совмещены с социальной миссией решения важных социальных и экологических проблем. Правда, пока понятие «импакт-стартапы» известно только в узких кругах социальных предпринимателей и гражданских активистов.
— Наша цель, чтобы у людей появилось понимание, что можно решать социальные и экологические вызовы, и при этом еще и зарабатывать, — подчеркнула Индира Шах, сооснователь и директор Impact Hub Almaty. — И что необязательно разделять благотворительность и коммерцию. Механизм работает следующим образом. Вы определяете волнующую вас проблему, чаще всего это связано с уязвимыми группами населения — люди с инвалидностью, женщины, дети, молодежь, также это могут быть вопросы качества образования, экологии, то есть любые социальные вызовы общества. И помимо того, что вы помогаете определенной целевой аудитории, вы можете создать бизнес-модель, которая помогает вам сделать вашу помощь финансово устойчивой.
Именно Impact Hub Almaty, сообщество предпринимателей и творческих людей, созданное при поддержке компании «Шеврон» и Фонда Евразия Центральной Азии, является той уникальной платформой, которая поддерживает развитие социального и креативного предпринимательства в Казахстане, — обучение, поддержка наставников, обмен опытом и как результат, воплощенные в жизнь социальные проекты, которые делают чью-то жизнь лучше.
— Не каждый предприниматель сегодня понимает, что он именно социальный предприниматель, — поделилась Индира Шах, — потому что наше общество пока крайне низко информировано, что происходит в подобных проектах в социальной и экологической сфере. Многие вообще убеждены, что в НКО деньги отмывают. Как изменить ситуацию? Для себя мы видим это так — рассказывать живые истории на реальных примерах подобных импакт-стартапов. Например, ребята из Назарбаев университета разработали вендинговый аппарат по продаже бытовой химии, в котором ты используешь свою тару. То есть после использования моющих средств и шампуней не остается пустых пластиковых бутылок, которые потом засоряют окружающую среду. «Мама Про» — проект, который помогает мамам «особенных» детей обучить их основам предпринимательства и удаленным профессиям. Причем мамы, у которых, как правило, нет возможности нанять нянь, могут посещать занятия вместе с детьми. Еще один проект — «Вижу руками», в котором незрячие и слабовидящие люди оказывают услуги лечебно-точечного массажа.
При этом особенно важно, что, приобретая товар или услугу, потребители получают понимание, они становятся соучастниками конкретного доброго дела — важной для общества социальной миссии.
— Сегодня рынок импакт-стартапов, как и рынок импакт-инвестиций, в нашей стране только начинает развиваться, но подобные проекты уже действуют по всему Казахстану, в том числе даже в маленьких поселках, — отметила Лейла Айтмуханова, советник по социальным инвестициям компании «Шеврон». Эта модель более устойчива, а проекты живут дольше и более эффективны, чем если бы мы давали просто гранты НПО. Мы называем это социальные инвестиции, потому что нам хочется видеть конкретный качественный выхлоп. Сейчас происходит своеобразная эволюция, в ходе которой постепенно формируется культура импакт-инвестирования. В 2015 году компания «Шеврон» начала работать в направлении социального предпринимательства, потом сформировалась инициативная группа, усилиями которой был создан Impact Hub Almaty — интеллектуальная платформа, которая генерирует возможности для социальных предпринимателей. Нам в свою очередь важно показать сообществу инвесторов, что вы можете вкладываться в социальные или экологические проекты, генерировать позитивные изменения в обществе и стране и при этом зарабатывать.