Олжас Баялбаев: «На съемках фильма ужасов часто было страшно» 

by-@timabaldin

Как только фильм «Взаперти» по книге Александра Мендыбаева «Квартиранты» был готов, мы пообщались с режиссером первой отечественной картины в жанре хоррор на площадке Плюс Дача от Яндекс Плюса.

— Олжас, какие произведения повлияли и на ваше творчество и на создание «Взаперти»? Есть ли отсылки в фильме к конкретным картинам и сюжетам?

— Безусловно, самое главное произведение — это книга Александра Мендыбаева «Квартиранты». Я до сих пор помню, как в четвертом классе в городской детской библиотеке мое внимание привлекла книга Роберта Лоуренса Стайна «Тайна часов с кукушкой» из цикла «Ужастики». Прочитав ее, я несколько дней приходил в себя, даже спать не мог. Эту страшную историю я не просто прочитал, но и прожил… Несомненно, детские ощущения от прочтения той тоненькой книжки на меня сильно повлияли. 

Что касается отсылок… Да, они есть, причем, к одному очень известному фильму, не буду называть к какому. Идея возникла прямо на съемочной площадке – а почему бы не сделать такой-то кадр похожим на тот? Конечно, продюсер обратил на это внимание и поинтересовался причиной возникновения кадра, который мы в итоге оставили. Отмечу, что его мы сняли ради шутки и, наверное, чтобы люди вспомнили тот фильм. Но в целом я не стремился воссоздать что-то уже существующее, я хотел снять самодостаточный и уникальный фильм. 

— Что, по-вашему, нужно фильму ужасов, чтобы стать культовым?

— Я считаю, персонаж. Один, но яркий. Такой как Фредди Крюгер, как Джейсон. Очень страшный и потому запоминающийся персонаж. И тогда, уверен, и он, и фильм станут культовыми, люди его запомнят, а дети будут на Хэллоуин наряжаться в образ этого героя. 

Есть ли у нас такой персонаж? У нас их очень много — страшных и интересных. И среди этих страшных персонажей есть главный — со своей историей. Если честно, мне не очень хотелось бы, чтобы фильм только пугал зрителя множеством страшилок и скримеров. Да, мы хотели привлечь внимание зрителя на платформе страха. Но мне было очень важно, чтобы фильм был с историей. Почему этот персонаж стал таким? Что же такого случилось, что он хочет мстить? Ответы на все эти вопросы в нашем фильме есть. Я склонен думать, что выполнить эту задачу у нас получилось. 

— Какие моменты в фильме вам и всей съемочной группе дались сложнее всего?

— Мы снимали его 27 смен, и, признаюсь честно, едва успели. Заключительная смена длилась 27 часов! И сложных моментов было достаточно. Например, мы снимали сцену, в которой (по сценарию) в теплую летнюю ночь герой в легкой одежде босиком выходит на улицу и попадает под летний ливень. Представьте, эту сцену мы снимали в ноябре. Уже было очень холодно, на деревьях изморозь… А у нас более 15 дублей, после каждого из которых мы отогревали актера. Тогда мы очень боялись за его здоровье. Но он все выдержал. 

В целом, снимать безостановочно 27 смен — уже нелегко. Но я считаю, для меня, как для режиссера, самое страшное – не понимать каких-либо вещей в ходе съемок. Время поджимает, меня все торопят, а я все еще нахожусь в поисках решения. И в этом проекте такие моменты тоже были. Например, случалось так, что актеры говорили: «У нас есть прописанный текст и диалоги. Сейчас мы пробуем сделать также как было на репитициях, но это уже не работает». И тогда мы останавливались, начинали вместе прорабатывать, искать выход из ситуации. И этот выход мы всегда находили. А еще, я считаю, что для режиссера, который снимает фильм в таком специфическом жанре, как хоррор, особая сложность заключается в постановке камеры. Ведь важно не только напугать зрителя, но и передать ужас, который испытывают герои. Более того, важно, чтобы эти ракурсы несли смысл с точки зрения киноязыка. И это тоже сложно. Когда я смотрел уже смонтированный фильм, мне действительно было не по себе. До просмотра, признаюсь, я беспокоился, что он не получится таким страшным… 

— Сложно ли снимать фильм по книгам? Ждете ли вы сравнений в стиле «а вот книга лучше» или наоборот? 

— Еще на стадии написания сценария я решил, что произведение будет сильно изменено. С того момента я готов к тому, что мы не избежим подобной реакции зрителя. Вместе с тем, я я делал все, чтобы фильм получился эффектным, ярким и сильным, и чтобы по впечатлению он ни в коем случае не уступал бы книге. 

— Какие времена сейчас, по-вашему, переживает казахстанский кинематограф? Как считаете, не перетянули ли на себя одеяло (и внимание) сериалы? Чувствуете ли вы конкуренцию с ними?

— Я не разделяю себя на режиссера кино или сериалов. В 2016 году я снял сериал, потом несколько полнометражных документальных лент, короткометражку. Но все эти фильмы случились по воле судьбы. Фильм «Взаперти» — МОЙ. Несмотря на то, что на съемки сериалов выделяется мало денег, я очень хочу как-нибудь еще снять именно сериал, так как мне нравится эта форма. Я понимаю, что с точки зрения коммерции она даже более выигрышна. Но я ни в коем случае никогда даже пытаться бы не стал составлять конкуренцию сериалам или кино любого другого жанра.

Плюс Дача — это городская культурная площадка в Ботаническом саду Алматы. Мероприятия проходят  в уникальных камерных форматах: кинопоказы от Кинопоиска, музыкальные события от Яндекс Музыки, мастер-классы и многое другое. Пространство будет работать по 24 сентября. Все события бесплатны для подписчиков Яндекс Плюса по предварительной регистрации.

Exit mobile version