В театре музыка играет особую роль: талантливая режиссура, актерское мастерство и искусные декорации, несомненно, величины бесспорные. Но именно музыка вкладывает душу в спектакль и делает его живым. Основательница главного детского театра страны Наталия Ильинична Сац, 120-летний юбилей которой отмечается в этом году, всегда придавала музыке в спектаклях исключительное значение. Эту ее замечательную традицию – наполнять музыкальной магией каждый спектакль – и сегодня трепетно хранят в Государственном академическом детском театре имени Наталии Сац.
Сегодня мы знакомим вас с повелителями этой магии легендарного театра.
Илья Блинков, 33 года. Композитор, аранжировщик, преподаватель, гитарист, концертмейстер. Заведующий музыкальной частью театра.
Уже школьником он сочинял музыку, выступал в составе группы, сам поступил в музыкальную школу. В армии играл в Академическом ансамбле песни и пляски войск нацгвардии РФ. Выпускник Московского Губернского колледжа искусств, прошел повышение квалификации в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Преподавал в музшколе «Феникс» в Москве, в качестве гитариста выступал в Московском театре оперетты и Московском губернском театре.
Илья Блинков – о работе над музыкой к спектаклю «Руслан и Людмила»: «Прежде, чем начать работу, я купил несколько разных изданий произведения – с различным оформлением, иллюстрациями, изучил историю написания поэмы. Сотворчество с режиссером Ириной Симоновой было очень комфортным — она понимала, чего хочет, если я писал что-то не то, очень мягко, корректно говорила, что подделать – свои впечатления, настроения, поскольку сама не музыкант. К постановке она заранее отобрала несколько референсных треков – таких звуковых ориентиров, стиль которых, настроение она видела в постановке. Эстетика этих треков и стала основой для всего огромного объема музыки. Очень интересно было с ней работать над эпизодом в пещере: мы вместе сидели за инструментом, она читала, я накидывал какие-то звуки, атмосферу, и вместе мы отбирали то, что подходит. В спектакле звучит оркестровая музыка с элементами средневековой – волынки, гусли, арфы, с этими инструментами я работал впервые».
Итак, музыка к спектаклю написана и готова «выйти на сцену». В это время ее «сопровождают» все сотрудники отдела. Сам Илья за кулисами помогает актерам менять микрофоны, один звукорежиссер предварительно регулирует их, следит во время спектакля за настройками, зарядом батарей. Музыка – сфера ответственности Марии Якуты.
Мария Якута, 48 лет. Звукорежиссер.
Мария продолжила дело отца, который работал звукорежиссером в алматинском цирке. После колледжа тоже пришла работать в цирк, после получила приглашение в Филармонию имени Жамбыла. А потом в газете увидела объявление: «В Театр имени Наталии Сац требуется звукорежиссер». Прошла собеседование и приступила к работе.
«Вначале было очень тяжело, поскольку театр не сравнить ни с цирком, ни с филармонией. Это отдельное, особое государство. Но вот в декабре будет уже 19 лет, как я служу этому прекрасному театру, который стал уже моим домом, где я провожу большую часть времени. Очень люблю нашу труппу и свою работу».
Ее работа – не просто нажимать вовремя кнопки на пульте: нужно постоянно следить и за микрофонами, и за сценарием, и за музыкой, своевременно запускать треки и контролировать уровень звука и громкости в зависимости, в том числе, от количества зрителей. И для того, чтобы музыка действительно вдохнула в постановку жизнь, нужен гигантский опыт и даже смелость.