Лунный поезд набирает ход

Фото из архива О'Лео

«Поезд на Луну» — альбом с таким необычным названием недавно появился на цифровых музыкальных платформах.

Его автор – алматинский музыкант и проходимец по родному краю О’Лео. Под этим псевдонимом выступает Олег Белов, солист группы Akvafon. Мы решили выяснить причины его музыкального лунатизма.

— О’Лео, ты назвал свой альбом «Поезд на луну»? Что за странная метафора?

— Хотя у нас в стране переименовывают улицы Космонавтов, я помню, что мы живём на родине космических полётов и даже проводил конкурс по вырезанию бумажных фигур (буфи) на космическую тему. К тому же активное освоение Луны не за горами. Так что, это не такая уж абстрактная фраза.

— Но песни с таким названием уже есть у российских групп «Девушкин сон» и «Тайм-аут». Как ты это объяснишь?  

— Такие совпадения иногда происходят. Я написал песню «Поезд на Луну» в 2008 году. Помню, еще раньше, в 2005 году показывал набросок Евгению Зинину, руководителю клуба авторской песни «Зеленая карета» в Усть-Каменогорске. Первый раз я исполнил ее вместе с ударником группы Scarred Асхатом Ускембаевым во время рок-концерта в алматинском баре «Чукотка». Возможно, при сочинении на меня повлияла песня Вячеслава Верещагина и группы «Черный принц» «Поезд на северный полюс». Я играл на бас-гитаре в первом составе этой команды. Позже я решил так назвать и свой сольный альбом. Когда я готовил его к изданию, в поисковике я обнаружил две песни с таким названием у российских групп. Однако наши песни о разном. Будем считать, что мы вместе с этими достойными командами продвигаем новый вид межпланетного транспорта. Не исключено, что скоро появятся и «Поезд на Марс».

Город для переименований

— У тебя уже вышло три сольных альбома под псевдонимом Отто Вайскопф. Зачем нужно было менять псевдоним, ведь это вносит сумятицу и противоречит правилам развития бренда?

— Я не являюсь коммерческим музыкантом и волен использовать разные псевдонимы. Это повелось еще со школьных капчагайских лет, когда я под именем Остап Бендер печатался в подпольной газете «Школьный мучитель». До сих пор, когда я приезжаю в Капчагай, где я вырос, некоторые из друзей называют меня Ося.

Фото из архива О’Лео

— Как ты относишься к переименованию Капчагая, который с 2022 года называется Конаев?

— Зачем менять название города, которое утвердил сам Динмухамед Кунаев? К тому же у нас в стране есть специальный город для переименований. Описывая это явление, я еще в 90-е написал эпиграмму:

Нет, видно не понять нам никогда

В какую сторону здесь ветры дуют.

Не посвящайте песен городам –

Их завтра снова переименуют.

— Но ты себя переименовываешь не менее активно. Почему ты стал Отто Вайскопфом?

— У меня много друзей, уехавших в 90-е в Германию. К тому же «Щит и меч», где Белов превратился в Вайса — один из моих любимых фильмов. Псевдоним Отто Вайскопф появился во время моей работы в алмаатинской газете «Столица» (1993-1996). Мне приходилось писать много материалов в этот городской еженедельник, и чтобы разнообразить авторскую палитру, я придумывал разные псевдонимы. Позже Отто Вайскопф стал и моим творческим никнеймом. Под этим именем я выпустил три сольных альбома: «Готовность №1», «Сны моей ве» и «Страна эдельвейсов».

Но в 2010 году я участвовал в международном конкурсе «Новые песни о главной Победе», который был посвящён Великой Отечественной войне. Для него мой псевдоним явно не подходил. Я выступил под своим реальным именем, вместе с Ерболом Жумагуловым мы представили рэп-петицию «Гитлер капут!» и заняли второе место. Первое, кстати, выиграли тоже алмаатинцы — Ильяс Аутов с группой «Мотор-Роллер» с «Песней о войне». С тех пор я задумался над новым псевдонимом и, начиная где-то с двадцатых годов, стал выступать как О’Лео. Фактически это не псевдоним, а аббревиатура моего имени и отчества — сокращение от Олег Леонидович.

Фото из архива О’Лео

Певец акынролла

— Как ты определяешь жанр этого альбома?

— Свой стиль я называю акынролл — это смешение рока, джаза, босановы и авторской песни. Один из музыкальных экспертов сказал, что «Поезд на Луну» далек от современных стилей и в нем чувствуется жобимовское настроение. Действительно, босанова преобладает в этом альбоме. А Антонио Карлос Жобим – один из моих любимых музыкантов.

— Тематика альбома такая же пестрая. Чем ты это объяснишь?

— Она отражает мой взгляд на мир в последние годы. Здесь есть тема романтики. Есть песня-розыгрыш – мне нравится этот жанр. Но я не хотел делать альбом чисто лирическим. Поэтому в нем присутствуют и серьёзные темы: интернационализм, война и мир, двуличие политиков, превращение людей в потребительских зомби. Мир находится в критической фазе противостояния, самой острой после окончания Второй мировой войны, и я не мог обойти эту тему. В 2005 году мы с Сергеем Черезовым сочинили и записали песню «Танец на пороховой бочке». Она вошла в альбом «Сны моей ве». К сожалению, эта песня  стала еще более актуальной.

Что касается темы войны и мира, то она волнует многих творческих людей. На меня большое впечатление произвел спектакль Вероники Насальской «Холивар. Фронтовой концерт», премьера которого недавно прошла в алматинском театре «Бата». Межгалактическая музыкальная бригада вместе с Вероникой исследуют технологию разделения людей на своих и чужих. Это один из лучших спектаклей, которые я видел за последнее время. Он экспериментальный, красивый и одновременно устрашающий, как и наше время.

Фото из архива О’Лео

— Почему, создавая сольный альбом, ты не обошелся без совместно сочинённых песен? Не хватает своих?

—  Собственных песен достаточно, всего их уже более 250. Но мне всегда нравилось сочинять песни сообща. Наверное, причина в этом. Например, с Павлом Аксеновым, моим соратником по группе Akvafon, мы сочинили уже более 50 песен и записали три альбома: «Песни Мудрого чукчи», «Пастух облаков» и «Небесный кочевник». Они есть на музыкальных платформах. Сейчас работаем над четвёртым. Одно из возможных названий — «Дружба народов». Мы любим делать этноджазовые погружения в разные культуры.

Ни дня без ЧП!

— Приходилось ли вам выступать на Чукотке?

— Пока нет, но клип на одну из песен чукотского альбома – «Титикака», созданный режиссером и аниматором Юлией Левицкой обошел многие телеканалы, включая О2ТВ (Кислород) и MTV:

Так что у жителей Чукотки был шанс увидеть его. Мы с Пашей даже в шутку основали Чукотскую партию – ЧП. Ее девиз: Ни дня без ЧП!

— Павел не обиделся, что ты не привлек его к сольному альбому?

— Вовсе нет. Альбом, кстати, ему понравился. Он живет в Москве и у него много музыкальных проектов. Недавно с Андреем Хрипуновым они сочинили потрясающую песню в африканском стиле «Как тебя зовут?» Во время прошлогоднего турне «Аквафона» в Казахстане мы с Женей Борткевич, Сергеем Черезовым и Артемом Пыльновым поучаствовали в записи этой песни и съемках клипа. Осталось снять одну сцену, для этого мы ищем темнокожего парня. И затем будем готовить премьеру.

Фото из архива О’Лео

Окрыленные Алаколем

— Откуда в альбоме появился образ чайки?  

— Можно сказать, что идея этого альбома родилась на фестивале наблюдения за птицами «Крылья Алаколя», который проходит в центре семейного отдыха «Пеликан» на южном берегу Алаколя (село Акши). В 2018 году вместе с Ольгой Нагаевой и Виталием Дворецким мы снимали там мистический фильм «Чайка». Реликтовая чайка является символом озера. Эдуард Двухименный и Мари Ануар – частые гости этого фестиваля. Мы попросили Эдика написать музыку к этой картине. Его мелодии запали мне в душу, и я включил их в альбом, а на одну из них написал песню «Чайка». Есть идея сделать на нее киноклип с кадрами из этого фильма и показать на ближайших «Крыльях Алаколя», которые будут проходить с 21 по 23 июня. Мари Ануар записала прекрасный бэк-вокал из джазового трехголосия к этой песне, а также еще к восьми композициям альбома.

— С чайкой все понятно. А каким образом в альбом попали крокодил, бегемот и осел — я имею ввиду героев песни «Зоологический рок-н-ролл»?

— Это своеобразный привет нашей студенческой группе «Балаклава», которая выступала в Казахском политехе. Я написал эту песню совместно со Львом Михалкиным. Участников этой команды разметало по разным городам, но не исключено, что мы соберемся и запишем альбом из старых и новых песен, куда войдет и этот рок-н-ролл.

Сам себе лейбл

— Выйдет ли «Поезд на Луну» на дисках?

— Сейчас для музыкантов основным видом издания является релиз на музыкальных платформах. Но я собираюсь сделать небольшой тираж компакт-дисков. Всегда есть люди, которым хочется подержать альбом в руках, и всё-таки CD-проигрыватели ещё не вышли из потребления. Выпуск винила меня не очень вдохновляет. На мой взгляд, это не настолько практично, потому что проигрывателей сохранилось не так много.

— Насколько тяжело попасть на Spotify, Apple Music, Яндекс Музыку, VK Музыку и другие платформы?

— Есть специальные агентства, в том числе и в Казахстане, которые в качестве платной услуги занимаются размещением музыки на платформах и ее продвижением. Для этого необходимо иметь студийные записи композиций в формате wav и качественную обложку, как правило, размером не менее 3000×3000 пикселов. Но есть возможность также загрузить песни самостоятельно. Я пошёл по второму пути.

Альбомы группы Akvafon я разместил с помощью агрегатора freshtunes. Он выплачивает музыкантам роялти стопроцентно. Но бесплатно там можно разместить только один бренд. Поэтому для сольных альбомов и дуэта MiBemol, в котором я участвую с Юлией Миленькой, я выбрал другой агрегатор — onerpm. Там количество брендов не ограничено, но этот сервис берёт комиссию при выплате роялти. На музыкальных платформах можно также опубликовать тексты песен и в случае с onerpm — клипы.

Гугл все помнит

— Как появилась идея обложки, и почему Луна на картинке не соответствует настоящей?

— Важно, чтобы обложка была полностью авторской. Иначе в публикации будет отказано. Мне пришла идея использовать образ воздушного шара в виде Луны. Ее воплотил дизайнер Ашот Варданьян. Я использовал эффектное фото Виталия Дворецкого, которое он сделал во время нашего полета на воздушном шаре над Долиной царей в Луксоре, древней столице Египта. Фото полнолуния мне предоставил фотограф газеты «Аргументы и факты Казахстан» Игорь Лариков. Однако агрегатор отказался принимать обложку, выставив претензию в том, что она многократно используется в интернете. Действительно, за полгода до релиза я размещал ее в качестве анонса в своих пабликах. Я удалил все эти изображения, но onerpm по-прежнему не пропускал публикацию.

Собственно на обложке используется всего два фото – полет на воздушном шаре и полнолуние. Я провёл поиск по картинке на Яндексе и обнаружил, что фотография, где я лечу на воздушном шаре, использовалась в публикации моего египетского фоторепортажа в 2018 году на сайте voxpopuli.kz. Я связался с Натальей Слуцкой, которая работала на этом сайте и рассказал ей о проблеме. Она согласилась помочь и выяснила у своих коллег, что несколько лет назад сайт был заморожен, а затем стерт. Однако Google хранит в кэш-памяти опубликованные фотографии и удалить их оттуда не представляется возможным. Помните об этом – старший брат Гугл всегда следит за нами!

— Как же ты обманул старшего брата?

— Дело в том, что фото с воздушным шаром встречается в интернете лишь один раз. И тогда я понял, что проблема в полнолунии. Я сделал поиск по фотографии Луны и нашёл точно такой же снимок (Игорь говорил мне, что он размещал его в соцсетях и высылал коллегам), но кроме этого я нашел массу других похожих снимков. Все дело в том, что Луна всегда повёрнута к нам одной стороной, и искусственный интеллект при проверке снимка на оригинальность, обвиняет автора в плагиате. Я попросил дизайнера вместо реального полнолуния сделать поверхность планеты из абстрактных кратеров, и onerpm принял обложку.

Так что, не публикуйте обложку до релиза, используйте авторские объекты и не включайте в их число фотографии полнолуния.

Фото из архива О’Лео

Секреты презентации

— Собираешься ли ты делать презентацию альбома? Какие советы ты можешь дать по продвижению альбома?

— Было бы классно сделать презентацию «Поезда на Луну» в Байконуре или в Звездном городке. Но начать можно и с Алматы, где этот альбом создавался. Пока я сделал лишь анонс в пабликах, но на него уже откликнулась московская поэтесса Ирина Алексеева. Она работала главным редактором журнала «Люди и песни» и нам приходилось сотрудничать. Ирина предложила представить эти песни на московской интернет-радиостанции «Антология»

Очень рекомендую это радио творческим людям, литераторам и авторам-исполнителям. Все композиции альбома уже появились в эфире.

— Кстати, а как послушать песни альбома, если у человека нет подписки на Spotify или Яндекс Музыку?  

— Радио «Антология» устроено так, что можно выбрать любую песню из фонотеки и заказать ее для эфира. Через короткое время она прозвучит. К тому же альбом находится в свободном доступе на сайте VK.

Что касается презентации альбома, то есть идея сделать её в форме музыкального спектакля вместе с моими коллегами из театра Almadera, может быть в рамках шоу-программ Алёны Шерш. В этих проектами я активно участвую с 2018 года. Сейчас идет подготовка.

Кстати, ближайшая шоу-программа Алены Шерш состоится 16 марта в театре La Boheme, который обрел новую площадку в историческом центре Алматы на ул. Валиханова 43. Мы покажем спектакль «Ах, простите, люди…» по творчеству Олега Воробьева. Во второй части будет свободный микрофон, и я исполню пару песен из нового альбома.

Безусловно, я буду презентовать песни из альбома и на всех фестивалях, в которых буду принимать участие в этом году. Это прежде всего фестиваль наблюдения за птицами «Крылья Алаколя», он будет проходить с 21 по 23 июня в центре семейного отдыха «Пеликан». Там будет очень насыщенная культурная программа, включающая птичье дефиле, карнавал воздушных шаров.

Попробую вырваться на фестиваль Altay Golden Fest, который проходит в горной тайге в окрестностях Риддера. Он всегда включает музыкальную программу. На 23-25 августа запланирован слет «Бардовский спас», который проходит на живописном берегу Бухтармы, на турбазе «Оникс». Мы также облюбовали это место для съемок клипов и фильмов. А с 30 августа по 1 сентября клуб «Тоника» будет проводить Кульсариевский слет на Капчагае. Кроме этого я познакомился с представителями Усть-Каменогорского Бард-Рок Клуба, которые также проводят интересные фестивали. Постараюсь поучаствовать в этих песенных форумах. Я отношусь к авторам, которые сами себе продюсеры, поэтому нужно проявлять творческую активность и быть легким на подъем.

Фото из архива О’Лео

— А почему вместе с выходом альбома не состоялась и премьера клипа на одну из песен?

— Согласен, что выход альбома обязательно нужно поддерживать выпуском клипов, и они уже готовятся. В прошлом году у меня было много поездок, и я старался снимать тревел- клипы на песни, которые мы в то время записывали. В ближайшие месяцы я начну их выпускать. Необходимо также взаимодействовать с радиостанциями и телеканалами. Многие из наших видео выходят на телеканале Turan TV – он целиком посвящен туризму и путешествиям. Я также планирую связаться с Радио Турист (Уфа), в конкурсах которого не раз побеждал и даже был членом жюри. Важно использовать все возможности для эфира. Ну и конечно слушателям будет интересно узнать истории создания песен и съёмок клипов. Об этом я буду рассказывать в своих пабликах.

Так как мой альбом содержит космическую тему, я постараюсь сделать премьеру одного из клипов ко Дню космонавтики. Летать так летать! Обязательно расскажу об этом сайту optimism.kz, ведь оптимизм — обязательное условие для успеха в любом деле.

Алихан БАТАЛОВ

Фото из архива О’Лео

Exit mobile version