Культурный ДНК код Казахстанцев

фото: пресс-служба Central Asia Fashion

Результаты эксклюзивного отраслевого исследования представили на бизнес-конференции 33-й Международной выставке моды Central Asia Fashion Spring-2024 в Алматы.  Детальному профессиональному изучению экспертов подвергся неповторимый культурный ДНК код казастанцев.

Президент ассоциации КАПИОР Наталья Оспанова и fashion эксперт Милена Ершова во время выступления  на бизнес-конференции CAF

В группу целевой аудитории онлайн-опроса, проведенного в конце февраля 2024 года вошли казахстанцы в возрасте от 14 до 60 лет из 20-и основных городов страны с численностью населения более 200 тысяч человек. Участниками опроса стали жители основных городов Казахстана областного значения, а также городов республиканского значения Алматы, Астана и Шымкент. Не маловажный факт, что при заполнении анкеты респонденты могли выбрать русский или казахский язык. Такой подход в формировании выборки исследования позволил охватить различные социально-демографические группы населения и собрать репрезентативные данные по городскому населению Казахстана.

С помощью online опроса казахстанский эксперт Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент «Казахстанской Ассоциации Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка» (КАПИОР), рассмотрела пристрастия казахстанцев с точки зрения таких различных аспектов культуры как: музыка, литература, киноискусство, культовые герои, популярные медиа. 

Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент «Казахстанской Ассоциации Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка» (КАПИОР)

Для начала исследователи-аналитики определили, какие художественные фильмы знает и любит практически каждый казахстанец? Готовых ответов опросник не предлагал, поэтому каждый участник опроса смог написать любой ответ.

«О популярном казахстанском кино вариантов ответов было огромное множество – делится результатами исследования эксперт Наталья Оспанова. Однако, в целом, мы увидели тренд, что в основном, если говорить именно о киноискусстве, казахстанцы вспоминают фильмы советской эпохи шестидесятых-семидесятых годов. Так, в тройку лидеров попали небезызвестные кинокартины: «Меня зовут Кожа» (15 % опрошенных),  классическая история любви, фильм «Кыз-Жибек» (10% респондентов), и легендарный фильм «Ангел в тюбетейке» (8 % голосов). 

Если же рассматривать полученные данные опроса с точки зрения возрастов, то можно увидеть как резко меняются предпочтения. Например,  с 25 лет и старше – казахстанцы выбирают уже знакомые классические казахстанские фильмы. Тогда как совсем юная молодёжь старшеклассников говорит о современном киноискусстве. На первом месте у старшеклассников фильмы «Дәстүр» и Жаужүрек мың бала». Причем оба фильма довольно новые».

Слайд из презентации выступления Натальи Оспановой на бизнес-конференции CAF.  

Какие фильмы знают и любят казахстанцы?

Эксперты также узнали, что любят смотреть жители страны с точки зрения языкового контекста. И выяснилось, что 93% казахстанцев предпочитают фильмы на русском языке, 38% — смотрят фильмы на казахском языке, и только 10% готовы выбирать для просмотра кино английский язык.

Когда эксперты рассмотрели этот вопрос с точки зрения разных групп, то увидели, что казахскоязычное население на самом деле нужно отнести к билингвам, потому что они потребляют почти равноценно как казахскоязычные фильмы, так и русскоязычные. Но что особенно интересно, молодёжь в возрасте от 14 до 29 лет, в свою очередь очень заинтересована в фильмах как на казахском, так и на английском языках.

Слайд из презентации выступления Натальи Оспановой на бизнес-конференции CAF. 

На каких языках смотрят фильмы казахстанцы?

Какую музыку и литературу выбирают казахстанцы?

Исследуя культурный ДНК код казахстанцев, эксперт бизнес-конференции Central Asia Fashion Наталья Оспанова ответила на вопрос: какую музыку знает и любит практически каждый казахстанец? В ходе опроса респонденты также могли назвать абсолютно любое произведение или исполнителя. Так в результате онлайн опроса было выявлено, что на первом месте государственный гимн. Он набрал 18% голосов респондентов. А среди исполнителей на первом месте в рейтинге популярности небезызвестный Димаш Кудайберген, у которого 6% голосов. При этом в списке любимых исполнителей казахстанцев также были названы: Кайрат Нуртас, Адай, Чина и классический казахстанский композитор — Шамши Калдаяков.

Генеральный продюсер Central Asia Fashion Милена Ершова и президент ассоциации КАПИОР Наталья Оспанова во время выступления  на бизнес-конференции CAF 

Знакомя с результатами исследования в изучении культурного ДНК кода казахстанцев, эксперт Наталья Оспанова рассказала о казахстанской литературе. Оказалось, что самоидентификация казахстанцев по этому вопросу довольно слабая. Так 26% респондентов вообще затруднились назвать какого-либо персонажа, который олицетворяет казахстанского человека. В качестве литературных лидеров были названы — писатель Абай Кунанбаев (11% респондентов) и роман-эпопея М. Ауэзова«Путь Абая» (45% голосов), сказочный герой Алдар-Косе (14% опрошенных) и литературное произведение «Кочевники» (9 % респондентов).

Слайд из презентации выступления Натальи Оспановой на бизнес-конференции CAF. 

Какая литература объединяет казахстанцев?

Самые популярные блогеры и источники получения информации

В заключение аналитической сессии бизнес-конференции были озвучены самые популярные источники получения информации. Прежде всего это различные интернет-источники, и только потом уже всевозможные традиционные СМИ. По мнению экспертов, именно они сейчас в основном формируют мнение казахстанцев. 

Президент ассоциации КАПИОР Наталья Оспанова и fashion эксперт Милена Ершова во время выступления  на бизнес-конференции CAF

По мнению аналитиков аккаунты известных казахстанских персон пока еще не набрали той мощи, как например в соседних странах СНГ. Но если посмотреть с точки зрения возрастных категорий, то можно заметить, что среди возраста 14-19 лет этот источник набирает вес. При этом телевидение, форумы-блоги и аккаунты известных персон в этой возрастной категории, практически, уже на одном уровне конкурируют. Для определенной возрастной аудитории телевидение всё ещё остаётся очень важным источником информации. Однако, при этом нельзя не заметить, что радио и печатные СМИ практически изживают себя.

Особый интерес у аудитории бизнес-конференции вызвала информация о народном рейтинге популярных казахстанских блогеров, инфлюенсеров и селебрити.

«Нам стало интересно, кто из селебрити, которые имеют аккаунты в социальных сетях, популярен среди казахстанцев? В итоге мы собрали облако тегов, исходя из того, кого упоминали казахстанцы в нашем опроснике. Мы заметили, что наибольшее количество упоминаний имеют именно те блогеры, которые больше рассказывают о саморазвитии и предпринимательстве. А это значит, что казахстанцам очень близка эта тема и они хотят стремиться именно к такому образу жизни – подытожила эксперт Наталья Оспанова».


Слайд из презентации выступления Натальи Оспановой на бизнес-конференции CAF. Облако тегов казсхстанских блогеров, инфлюенсеров и селебрити

При использовании данных обязательно указание источника: Бизнес-конференция международной выставки моды Central Asia Fashion.

При использовании фотографий или слайдов необходимо указание: пресс-служба Central Asia Fashion. Все исключительные права на Материалы, принадлежат организаторам международной выставки моды СAF — ТОО CATEXPO.

Все права на фотографии защищены казахстанским и международным законодательством об авторских и смежных правах.

Exit mobile version