Казахстан действительно способен стать ретранслятором «многосторонней политики», — политолог А. Чекрыжов.

Пусть наши коллективные действия отражают нашу приверженность не только более мирному настоящему, но и процветающему и гармоничному будущему, — резюмировал Президент Казахстана в своей статье в Euronews. Касым-Жомарт Токаев добавил, что задача это непростая, но благодаря решимости, лидерству и твёрдой приверженности диалогу, у стран есть возможность превратить сегодняшние проблемы в завтрашние успехи. Планы, которые помогут международным партнёрам проложить путь к эпохе многостороннего обновленияобсудили с экспертом Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» АлексеемЧекрыжовым.

Алексей Владимирович, в статье Касым-Жомарт Токаев заявил, что такие страны, как Казахстан, должны вместе с новой энергией шагнуть вперёд и утвердить свою роль не только как участников, но и как ответственных менеджеров на глобальной арене. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствует это заявление Президента?

Касым-Жомарт Токаев обозначил, что Казахстан не боится предлагать помощь в разрешении международных конфликтов. Кроме того, республика способна стать диалоговой площадкой по ключевым проблемам современности, включая вопросы мировой экономики и климатические изменения. Президент говорит об этом далеко не в первый раз. Буквально на минувшей неделе в ходе государственного визита в Сингапур глава Республики Казахстан выступил с 46-й сингапурской лекцией, в которой также озвучил ключевые глобальные вызовы новейшей истории.Проактивная позиция Астаны предполагает вовлечение самых разных макрорегионов и государств в диалог, продвижение Казахстана в качестве некоторого «антикризисного менеджера». Конечно, это очень амбициозно в призме современной кризисной конъюнктуры геополитики. С другой стороны, как вода точит камень, так и Республика Казахстан уже десятилетия показывает стабильность своей дипломатии, приверженность к многостороннему подходу международных отношений и примату международного права. 

Что Вы можете сказать о потенциале Казахстана и средних держав, в целом, в части обеспечения большей стабильности и мира?

РК уже является как минимум региональным медиатором. Президент Токаев в своей статье отмечает, что Казахстан взял на себя обязательства по проведению мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией. В этом месяце главы МИД Азербайджана и Армении впервые встретились в Алматы. В разрешении многолетнего конфликта этих государств Казахстан действительно может сыграть важнейшую роль ввиду своей нейтральности, и при учете принадлежности всех стран к общему постсоветскому пространству. В то же время, эта встреча не является первым опытом международной медиации со стороны Казахстана. В Республике довольно динамично развивается собственный дипломатический конференциальный бренд – «Международный форум Астана», на полях которого встречаются в том числе политики и дипломаты. Достаточно длительное время в Казахстане работала площадка по Сирии, которая получила название «Астанинский формат». В течение нескольких лет гаранты переговоров: Россия, Турция и Иран провели 20 международных встреч, позволивших снизить степень конфликтогенности и вернуть Сирию в региональную и мировую политику, в Лигу арабских государств. В то же время, справедливо будет отметить, что год назад в Казахстане прекратили деятельность астанинской площадки, что многие эксперты связывают с эскалацией геополитического кризиса после 2022 года. 

Ключевое значение в статье К. Токаева уделено глобальной безопасности. Насколько она сегодня имеет важное значение?

Этот вопрос всегда был ключевым в мировой политике, но сегодня, конечно, к глобальной безопасности приковано внимание всех. Касым-Жомарт Токаев открыто говорит о том, что разногласия мировых экономических и политических лидеров автоматически влияют на общемировую системубезопасности, на коллективную безопасность. Отмечу, что многие лидеры тех же европейских государств нынешний геополитический кризис публично не связывают с противоборством России и Китая со странами Запада. Это вызвано с их нежеланием мириться с мультилатерализмом (о котором Президент Казахстана также говорит), если его основы им не выгодны. Касым-Жомарт Кемелевич озвучивает очевидный, но многими умалчиваемый тезис, что в текущих условиях структуры ООН тоже не могут разрешить кризис, поскольку они становятся «парализованы». Сложившийся «дипломатический тупик» порождён многолетними односторонними действиями государств, которые в своей внешней политике не учитывают интересы других стран, а сознательно эскалируют угрозы глобальной безопасности. Говоря о роли Казахстана в вопросах обеспечения глобальной безопасности, о значении «средних держав», Касым-Жомарт Токаев предлагает один из немногих возможных выходов – привлечь к решению проблем общемировой безопасности дипломатически нейтральные страны. РКдействительно способна стать ретранслятором «многосторонней политики», в том числе благодаря устоявшемуся внешнеполитическому имиджу многовекторности. Однако остаётся под вопросом то, будут ли согласны с этим подходом геополитические монополисты. 

Хотелось бы услышать Ваше мнение о глобальныхинициативах Казахстана.

Хотелось бы выделить практические инициативы, и поэтому я бы особенно отметил предложение Президента РК по созданию международного Агентства по биологической безопасности. О важности такого шага Касым-Жомарт Токаев, опять-таки, говорил и ранее, в частности, в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 году. После пандемии 2020 года, а также в виду рисков продовольственного кризиса и распространения биологических угроз, у мирового сообщества есть серьезный запрос на такие инициативы. Дополнительно, аналогичные призывы есть со стороны крупнейших евразийских и мировых политических акторов – России и Китая. Представители этих государств тоже неоднократно заявляли об угрозах распространения биологического и бактериологического оружия, неподконтрольности некоторых мировых акторов и непрозрачности их деятельности. При этом, инициативы Касым-Жомарта Кемелевича могут восполнить эти пробелы в глобальной безопасности, но при условии деполитизации таких международных институтов.

Exit mobile version