Как реабилитировать прошлое, восстановить справедливость, но не поддаться на псевдо-репрессированных
Сегодня, 31 мая, казахстанцы поминают жертв политических репрессий. По стране проходят различные мероприятия. Мы вместе со всеми склоняем свои головы перед безвинно расстрелянными, сосланными в лагеря, насильственно переселенными и погибшими от голода миллионами сограждан. Глава государства выразил по этому поводу однозначную позицию, однако в обществе до сих пор существуют разногласия, а порой и инсинуации по поводу того, что есть политические репрессии и кого считать его жертвами. Давайте разберемся, что здесь правда, что полуправда, а что откровенный и целенаправленный домысел.
Реабилитации подлежат
Наверное, нет сейчас напоминать о том, что пережил наш народ за период советской власти. Говорить о том, что за 70-летний период существования СССР были разные страницы – негативные и позитивные, трагические и радостные, героические и предательские – тоже не станем. Тем более, часто такие вещи сравнению не подлежат. Гораздо более важно, что необходимо переосмысливать пройденное, называть черное черным, а белое – белым, давать политическую оценку.
Отметим, что гражданское общество и парламент первых лет Независимости был гораздо активнее в этом, по сравнению с официальной властью. Как и почему – тоже отдельная тема для разговора, но нельзя сказать, что и государство за все эти годы ничего не делало или делало вид, что ничего не происходило. Еще с 90-х годов с новой силой пошел процесс реабилитации репрессированных, заработали механизмы выплаты компенсаций тем, кто был угнан в нашу республику из родных краев. Затем с новой силой стали говорить об Ашаршылыке, причем, не просто говорить – стали проводиться научные исследования, появляться ошеломляющие цифры жертв великого голода в Великой степи. Отдельно следует упомянуть о восстановлении исторической справедливости относительно отдельных личностей, которые в советские времена были под запретом или незаслуженно забыты, равно как и некоторые «белые пятна», тщательно вымаранные историографией соцреализма.
Но вместе с тем, подчеркнем, что в последние годы в этом направлении стали делаться более четкие шаги, предпринимаемые не только в общественном и идеологическом планах, но и с точки зрения права. Наиболее яркий пример, о котором почему-то многие забывают, это инициатива Касым-Жомарта Токаева о необходимостипоявления Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. Она прозвучала ровно четыре года назад – 31 мая 2020-го, а уже в ноябре того же года Президент Казахстана подписал Указ о создании такой Комиссии, главной задачей которой стало «восстановление исторической справедливости в отношении всех категорий жертв политических репрессий советского периода».
Все это время комиссия не прекращала свою работу. Так, в прошлом году стало известно, что было рассекречено более 2,4 млн архивных карточек жертв политических репрессий 1929-1956 годов. Да сегодняшний день более полумиллиона дел было передано в архив Президента, а более 300 тысяч лиц из числа ссыльных, спецпоселенцев и привлеченных к уголовной ответственности реабилитировано.
Справедливость историческая и идеологическая
Огромные цифры! Понятно, что многих из них уже давно нет в живых, но эти конкретные дела и есть то, что называется восстановлением справедливости. В том числе, справедливости аруахам – духам умерших в лагерях или в поездах, расстрелянных в подвалах НКВД, ушедших из жизнис клеймом «врага народа». Да, это никак нельзя оформить на бумаге, поместить в архив или составить акт для прокуроров. Можно только помолиться, независимо от вероисповедания, что, уверены, сегодня и будет делаться во всех уголках Казахстана.
Но при действующем главе государства (и часто по его инициативе) были сделаны и другие шаги в сторону достижения справедливости и вскрытию «белых пятен» недавнего прошлого. И их необходимо рассматривать не по отдельности, а в целом. Тем более, политика президента строится на планомерном и комплексном реформировании. Это в полной мере относится и к нашей сегодняшней теме. Не говоря уже о том, что понятие «справедливость» была и остается одним из главных направлений деятельности Токаева – будь то политика, экономика, социальная жизнь или история.
Кстати, про историю. Как известно, сейчас, опять-таки с подачи Касым-Жомарта Кемелевича, создается и близок к завершению 7-томник по национальной истории Казахстана. мы пока можем только догадываться, что там будет про советский период, но можно с уверенностью предполагать, что составители этого периода отнеслись к делу более объективно, чем их коллеги из прошлого или некоторые новоявленные историки из настоящего.
Да, примеров можно привести много – обо всем не расскажешь, а про некоторые даже мы можем забыть. Но отметим, что вместе с правовыми актами и большими научно-историческими исследованиями, установлением новых памятников и переименованием старых улиц, выступлениями Президента на курултаях, о которых можно многое сказать, и так далее, есть и другие направления, прямо относящиеся к восстановлению справедливости – исторической, идеологической и чисто человеческой.
Приведем пару примеров, которые можно отнести к новейшей истории. С прошлого года был в полной мере восстановлен статус Дня Республики – 25 октября стал единственным национальным праздником Казахстана. Напомним, что до последнего момента таковым был День Независимости – 16 декабря сейчас стал «просто» государственным праздником. При этом большинство казахстанцев правильно поняли посыл Токаева (впервые он предложил восстановить День Республики еще на первой Национальном курултае в Улытау в июне 2022 года), ведь для многих 16-17 декабря ассоциируется с Желтоксаном.
Кстати, накануне Дня Республики в прошлом году, Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении упомянул фамилии выдающихся государственных деятелей республики, которые были незаслуженно забыты или же вовсе попали в список нежелательных фигур еще в совсем недавнем прошлом. Это Салык Зиманов, Серикболсын Абдильдин, УзбекалиДжанибеков, Каратай Турысов, Ерик Асанбаев, ГайратСапаргалиев и другие. В этом плане нельзя не упомянуть и о восстановлении справедливости в отношении ЗаманбекаНуркадилов – уже через несколько месяцев после прямого намека Касым-Жомарта Кемелевича (в день 80-летия Заке) была установлена памятная доска на доме, где жил политик.
Кто против? Де-юре и де-факто
Странно, но те, кто выступает против инициатив Токаева и государственных программ, направленных на реабилитацию жертв репрессий, иногда сами друг с другом находятся по разные стороны дискуссионных баррикад. С одной стороны, эта некая группа лиц и организаций, которые так или иначе проповедуют идеи канувшего в лету Советского Союза, заявляя, что если и что-то было в ХХ веке, то это либо имело единичный характер, либо оправдывается формулой Сталина «лес рубят – щепки летят». К ним можно причислить тех, кто прикрывается звонким понятием «Интернационализм», далеко не всегда понимая его отличия от «Интернационала» или даже «национализма».
Есть и те, кто просто дублирует методички современной российской пропаганды, заодно упрекая тем, что СССР нам все построил, или предлагая осудить своего деда-коммуниста. Не будем сейчас раскрывать глубоко эту тему (как-нибудь в другой раз), но заметим, что эта категория наших сограждан, в свою очередь, делится на тех, кто делает это искренне и тех, кто – целенаправленно, в том числе, в виде провокаций.
Но есть и другая категория наших сограждан, которых трудно заподозрить в ностальгии по соцреализму. С их уст, например, звучит критика, что Президент Токаев обращает больше внимания на сталинские времена, а его инициативы по реабилитации наших дедов и прадедов – это давно пройденный этап, поэтому следует переходить к новейшей истории. То есть, эти люди предлагают забыть то, что было? Сомневаемся, что они осознают это, но налицо факт, что многие из них просто не знают ни истории, ни того, что такое реабилитация с правовой точки зрения. Или просто не желают знать. Если коротко, то именно с этих шагов начинается настоящая реабилитация, которая несомненно приведет к другим шагам, в том числе к четкой политической оценке.
В общем, не следует поддаваться эмоциям, если мы хотим что-то закрепить делом, а не словами. Скажем, Украина прошла огромный путь, прежде, чем стала добиваться признание Голодомора 30-х годов геноцидом. Де-юре – это большой процесс, в том числе и судебный, со всем набором процессуальных действий, начиная с опроса свидетелей и сбора доказательств. Между прочим, если говорить об Ашаршылыке и 31 мая в Казахстане, то мы отчасти согласны с тем, чтобы сделать отдельный день поминовения жертв Голодомора в Казахстане. А точнее – голодоморов. Ведь первый был в начале 20-х годов, когда в Великую степь вместе с «продразверсткой» пришёл «красный террор». Тогда, по разным оценкам, погибло до, 1 миллиона 200 тысяч человек, большинство из которых были казахами. Но, опять-таки, просто от желания (пусть даже самого искреннего) гражданских активистов определение отдельного Дня Памяти не произойдёт.
О нынешних «политзеках»
Не можем не упомянуть и активистов, которые считают себя политикам (пусть считают – это их право), а точнее – их заявления о том, что сейчас нужно оправдывать жертв политических репрессий при Назарбаеве, а также кричат о том, что уже в «Новом Казахстане» число политзековвозросло. Не уподобляясь им и не впадая в демагогию, коротко объясним по порядку.
Что касается «жертв» «назарбаевского режима» то тут изначально надо подходить к этому вопросу чисто с правовой точки зрения. Ведь, согласитесь, невозможно реабилитировать кого-то по «политическим мотивам», если в Уголовном кодексе нет соответствующей статьи. Это, во-первых, будет с юридической точки зрения неправильно, а во-вторых, не будет иметь силы. То есть, опять-таки, не стоит поддаваться эмоциям, а действовать исходя из того самого «де-юре», тогда и «де-факто» будет очевидно. Тем более, делать это надо постепенно не из-за того, «что кого-то не обидеть», как считают некоторые, а для тщательного и всеобъемлющего подхода. Понимаете, о чём речь?
А вот по новым «политзекам» нужно исходить из трех, взаимовытекающих аспектов. О первом упоминал Глава государства в своем интервью газете Egemen Qazaqstan от 3 января 2024 года. В нём он подчеркнул, что в нашем законодательстве нет политических статей и, следовательно, не может быть политических заключённых. Кому-то такая логика может показаться странной, но с юридической точки зрения она правильна. Но следует также не вырывать из контекста всего ответа Касым-Жомарта Кемелевича – он подчеркнул, что в стране созданы все условия для выражения своего видения на происходящее и на прошлое, даже если это инакомыслие.
Не станем утомлять читателя, но обратим внимание на эти самые списки «политических», а точнее, на то, что их составляют все, кому не лень. У кого-то в них семь человек, у других – пара десятков, а у третьих они вовсе «плавающие». То есть, составители не придерживаются каких-либо четких норм, а если и уповают на «международную практику», то делают это как-то избирательно. В итоге нередко получается, что даже при размытых нормах зарубежных правозащитных организациях, «наши» списки составляются исключительно по обратному принципу – сначала нужно найти «узника совести», а потом подвести под него какую-либо норму «международной практики». Проще говоря, у нас стало практикой называть гонимым за политику новоявленного оппозиционера, хотя он был привлечен к ответственности за коррупционные преступления или мошенничество, которые были совершены задолго до того, как у него вдруг открылись глаза, и он стал «бороться за правду». Это второе.
Третье. Если речь идет не о бывших чиновниках или мошенниках государственного масштаба, то почти все остальные в списках это ведомые ими активисты. Скажем конкретно – подавляющее большинство тех, за кого вступаются правозащитники и некоторые СМИ, это, простите за прямолинейность, марионетки беглого банкира. Самое странное, что многие лидеры мнений и НПО сами признают, что Мухтар Аблязов – это вор, который использует политику в личных целях, в том числе для того, чтобы уйти от неминуемой ответственности на родине и в зарубежных странах. Да, его организации фейковые и виртуальные, но тем не менее признанные судом вне закона, а посему участие в них тоже противоречит нормам УПК. Получается, Фемида и прокуратура должны закрывать глаза на то, что кто-то кичится своим членством в «ДВК-2», а заодно распространяет призывы Аблязова «свергать власть»? В общем, никакой логики – особенно у тех, кто ратует за правовое государство.
Впрочем, мы немного отвлеклись и не хотелось бы заканчивать материал на этой ноте. Вспомним, что сегодня День памяти жертв политических репрессий. Не надо проводить большие исследования, чтобы выяснить, что практически каждого коснулась эта беда в прошлом. Можно просто провести опрос среди своих знакомых и близких – каждый может рассказать про умерших от голода сестренках прадеда, сосланной в Казахстан семье бабушки, пропавших в ГУЛАГе родственниках и так далее. Может быть, пора уже отбросить взаимные обиды и упреки, а сделать так, чтобы День памяти жертв политических репрессий стал очередным фактором для объединения?