Амбициозную задачу перед кабинетом министров поставил премьер-министр Олжас Бектенов. Он ожидает исполнения Комплексного плана приватизации до конца года на 90%. Депутат Мажилиса Азат Перуашев рассказал корреспонденту Optimism.kz почему важно проведение разгосударствления экономики. По его словам, в этом процессе есть много нюансов.
— Азат Турлыбекович, почему важно снижать участия государства в экономике?
— Очень важно. Поэтому задача давно ставится и экспертами, и главой государства о сокращении государственного участия в экономике. В рамках Указа о либерализации экономики уже обозначено прямое поручение правительству. А сократить государственную экономику можно только одним путем – путем передачи активов в частные руки.
При этом надо, чтобы это происходило, во-первых, прозрачно, а во-вторых, на рыночных условиях.
С точки зрения механизмов, есть очень успешные примеры приватизации в Чили при Пиночете, в Великобритании при Маргарет Тэтчер. Автором обоих программ является Артур Лафэр, чикагский профессор, автор Кривой Лафэра (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80). Это теория соотношения налогов и активности бизнеса. Я с ним общался, и у него есть очень интересная концепция народного капитализма, вовлечения общества в распределение национального богатства. Как раз считаем, что в рамках приватизации нужно опираться на такие подходы.
— Как Вы думаете, какие ошибки были допущены при проведении приватизации на заре Независимости?
— На каком-то этапе, наверное, это было необходимо, поскольку опыт, скажем, показал, что когда просто раздавались предприятия, они оказались неэффективными, не смогли работать, не было инвестиций. Тогда все был по принципу: кому что доставалось? Колхозы развалили же. Кому-то руль достался, кому-то колесо, кому-то двадцать соток, а кому-то полгектара. Это все, на самом деле, не отвечает ни принципам прозрачности, ни принципам справедливости. Поэтому приватизация должна проходить на рыночных условиях. С тем, чтобы новый собственник не просто взял кусок от чего-то, а чтобы он смог привлечь инвестиции и запустить в экономический оборот это имущество.
— Как сейчас проходит компания по приватизации. Какую оценку можете дать?
— Есть факты, когда очень хорошие объекты продаются закрытым путем, то есть неизвестно для общества, во-вторых, непрозрачными методами и, к сожалению, в том числе и по заниженным ценам. И второй момент, очень важный. Сегодня у кого есть большие деньги, чтобы покупать, скажем, по аукциону? Это, как правило, олигополии, бывшие олигархи. То есть те, кто при Старом Казахстане накопил гигантские средства, и сегодня они их легализуют. Поэтому этот момент должен учитываться с тем, чтобы все-таки, если мы говорим про справедливый Казахстан, у нас, повторюсь, приватизация, сокращение госучастия в экономике, отвечала интересам общества, отвечала интересам справедливости.
— Есть какие-то объекты, может быть, какая-то сфера, которая не должна приватизироваться?
— Да, естественные монополии, не должны подлежать приватизации, и это правильно.
— А социальные объекты?
— Смотря как. Есть очень много вопросов, как приватизировались вузы, например. Они так и так финансируются от государства, но вдруг их хозяевами стали бывшие ректоры, то есть вдруг они стали на ровном месте миллионерами. Были случаи, когда детские сады отдавали за бесценок и потом выкупали за миллионы, опять же, за государственные деньги.
То есть, да, по социальным объектам такие вопросы есть. Но если они приобретаются с рынка, это одна тема. У нас случай был, когда, скажем, в городе Алматы детскую стоматологическую клинику купили по цене, которая была в несколько раз меньше, чем у этой клиники на счету было денег – купили со всем оборудованием, зданием в центре города. Мы делали запросы на эту тему. Таких проблем много.
Напомним, что ранее депутат сената Ольга Перепечина рассказала, что нужно учесть при проведении приватизации.
12 марта премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что необходимо сократить долю государства в экономике до 14% к ВВП до конца 2025 года.
Между тем, по данным Минфина, в рамках работы с субъектами квазигоссектора на 1 января в республиканской собственности находилось 303 предприятия. Отмечается при этом незначительная, но тенденция на сокращение общего количества субъектов квазигоссектора.
На 1 января 2024 года комплексный план приватизации включал в себя 657 объектов республиканской собственности. К этому же периоду были проданы 382 объекта на сумму 330 млрд тенге. Еще 67 объектов направлены на реорганизацию и ликвидацию, 28 объектов находились на тот период на торгах, 180 объектов на предпродажной подготовке.
Исполнение плана составляет 68%. В 2024 – 2025 годах планируется передать в конкурентную среду 208 объектов. Из них 146 и 62 объекта – в 2025 году.
Лия Миронова