Три специальных налоговых режима введут в Казахстане

В Казахстане планируют разработать три новых специальных налоговых режима (СНР). Введение новых налоговых режимов представляет собой важный шаг для налоговой системы Казахстана, направленный на улучшение бизнес-среды и поддержку развития различных секторов экономики.

Особенности новых налоговых режимов:

Условия применения: Каждый из трех новых СНР будет иметь свои условия и преимущества, направленные на поддержку определенных секторов или категорий бизнеса. Это может включать упрощенные налоговые ставки, освобождения от определенных налоговых обязательств или другие льготы.

Первый cпециальный налоговый режим

Первый специальный налоговый режим нацелен на поддержку самозанятых граждан в Казахстане. Вот основные аспекты этого режима:

  1. Целевая аудитория: Режим предназначен для самозанятых граждан, чей доход не превышает 1,25 млн тенге в месяц. Это может включать в себя различные категории предпринимателей, работающих на упрощенной системе.
  2. Ставка налога: Участники этого режима обязаны уплачивать единый налог в размере 4% от дохода. Этот платеж включает в себя как налоги, так и обязательные социальные взносы (пенсионные взносы, социальные отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование).
  3. Способы уплаты: Для удобства налогоплательщиков платежи можно будет осуществлять самостоятельно через специализированные приложения или платформы, которые будут предоставлены налоговыми органами.
  4. Упрощенная процедура: Введение такого режима упрощает процедуры налогообложения для самозанятых, делая их более доступными и прозрачными. Это может способствовать увеличению числа людей, выбирающих регистрацию в качестве самозанятых и уменьшению теневой экономики.
  5. Вступление в силу: Режим будет введен с момента вступления в силу нового Налогового кодекса Республики Казахстан, который рассматривается в настоящее время.

Этот налоговый режим представляет собой шаг государства по поддержке предпринимательства и самозанятости, способствуя развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в стране.

Второй специальный налоговый режим

Второй специальный налоговый режим, который будет введен в Казахстане, направлен на поддержку малого бизнеса и предлагает следующие особенности:

  1. Целевая аудитория: Режим предназначен для малого бизнеса, чей годовой доход составляет до 500 млн тенге. Это изменение позволит более чем 1,9 млн налогоплательщиков увеличить порог применения режима почти в 2,5 раза.
  2. Объединение упрощенной декларации и розничного налога: Предполагается объединение упрощенной налоговой декларации с розничным налогом. Это упрощение процедур налогообложения для предпринимателей, которые ведут розничную торговлю.
  3. Освобождение от ведения бухгалтерского учета: Один из ключевых аспектов второго налогового режима – освобождение предпринимателей от необходимости вести бухгалтерский учет. Это снижает административные издержки и упрощает ведение бизнеса.
  4. Стимул к легализации оборотов: Введение такого режима также стимулирует предпринимателей к легализации своих оборотов, что способствует борьбе с теневой экономикой.
  5. Количество работников: В отличие от других режимов, количество работников в компании не ограничено, что делает его более привлекательным для малых предприятий, которые имеют различные формы организации труда.

Эти изменения будут внедрены в рамках нового Налогового кодекса Казахстана и направлены на улучшение условий для развития малого бизнеса в стране, сокращение административных барьеров и улучшение налогового климата.

Третий специальный налоговый режим

Третий специальный налоговый режим, который будет введен в Казахстане для крестьянских и фермерских хозяйств, имеет следующие особенности:

  1. Сохранение текущего режима с изменением налога: Для крестьянских и фермерских хозяйств будет сохранен текущий налоговый режим, однако будет изменена форма налогообложения. Вместо единого земельного налога предлагается введение индивидуального подоходного налога.
  2. Земельный налог для неэффективно используемых земель: В рамках этого режима предлагается введение земельного налога в 40-кратном размере от базовой ставки для земель, которые неэффективно используются. Это мера направлена на стимулирование эффективного использования земельных ресурсов и повышение производительности в сельском хозяйстве.
  3. Сохранение льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей: По каждому из налогов будут сохранены льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это включает в себя различные налоговые преференции и освобождения, предусмотренные законодательством для поддержки сельского хозяйства.

Эти изменения направлены на улучшение налогового регулирования в сельском хозяйстве Казахстана, упрощение налогообложения для крестьянских и фермерских хозяйств, а также на стимулирование эффективного использования земельных ресурсов.

Вступление в силу: Новые режимы будут введены с моментом вступления в силу нового Налогового кодекса РК, что обычно означает определенный переходный период для подготовки и принятия соответствующих налоговых изменений.

Отражение в бухгалтерском учете:

Учет налоговых льгот и освобождений: Бухгалтерский учет должен отражать все налоговые льготы и освобождения, предоставленные в рамках новых налоговых режимов. Это включает учет сумм, освобожденных от налогов, а также правильное применение упрощенных налоговых ставок.

Финансовая отчетность: Финансовая отчетность компании должна отображать все изменения, связанные с введением новых налоговых режимов, чтобы обеспечить точность и прозрачность в отношении финансовой информации.

Консультации с экспертами:

Для успешной адаптации к новым налоговым условиям рекомендуется консультироваться с профессиональными налоговыми консультантами или бухгалтерами, которые смогут помочь понять все аспекты новых налоговых режимов и их влияние на бухгалтерский учет.

Что еще изменится в рамках нового Налогового кодекса

Правительство предлагает изменить ставки КПН (корпоративный подоходный налог). Эти меры направлены на дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от отрасли. Вот какие ставки предлагается установить:

  1. 30% для банковского сектора и игорного бизнеса: Эта высокая ставка предполагает значительную налоговую нагрузку на финансовые учреждения и игорные предприятия.
  2. 25% общеустановленная ставка: Эта ставка будет применяться как базовая для большинства компаний, которые не входят в специализированные категории.
  3. 10% для социальной сферы (образование и здравоохранение) и финансового лизинга: Эта ставка предназначена для уменьшения налоговой нагрузки на сферы, связанные с социальными услугами и финансовым лизингом.
  4. 3% для сельхозтоваропроизводителей и обрабатывающей промышленности в зависимости от уровня передела: Эта низкая ставка стимулирует развитие сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Целью такой дифференциации ставок является увеличение доходов в бюджет за счет налоговых выплат от различных секторов экономики. Ожидается, что эти изменения приведут к дополнительному поступлению в бюджет на сумму 2,4 трлн тенге ежегодно. Текущая общая ставка КПН составляет 20%, однако по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства она снижена до 10%.

Эти меры направлены на стимулирование различных отраслей экономики Казахстана через оптимизацию налоговой политики и уменьшение налоговой нагрузки в некоторых ключевых секторах.

Отмена социального налога и компенсация через повышение ставки КПН:

Предлагается отменить социальный налог, который в данный момент является обязательным налогом на доходы физических лиц. Компенсация потерь бюджета от отмены социального налога будет осуществляться за счет увеличения ставки КПН. Это означает, что предприятия будут платить более высокий налог с прибыли.

Отмена обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР):

Предлагается отменить обязательные пенсионные взносы, которые работодатели начали уплачивать с начала 2024 года. Это изменение снизит финансовую нагрузку на работодателей.

Интеграция взносов за обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) в единый платеж:

Взносы за ОСМС, которые сейчас уплачивает работник, могут быть интегрированы в состав отчислений на социальное медицинское страхование за счет работодателя. Это упростит процесс уплаты и изменит распределение финансовых обязательств между работником и работодателем.

Введение единого платежа работодателя

Предлагается внедрить единый платеж работодателя в размере 9%. Этот платеж будет разделен между Фондом социального медицинского страхования (4,5%) и Государственным фондом социального страхования (4,5%). Такой подход упростит систему социальных отчислений и сделает их более прозрачными для работодателей.

Эти меры направлены на оптимизацию системы налогообложения и социальных отчислений, с целью снижения административной нагрузки на бизнес и повышения прозрачности налогообложения. Ожидается, что такие изменения также могут повлиять на социальную защиту работников и налоговые доходы государственного бюджета.

Налогообложение физических лиц

Предложенные изменения в налогообложении физических лиц в Казахстане включают ряд мер, направленных на увеличение налоговых доходов и оптимизацию налоговой системы. Вот основные аспекты предложений:

  1. Повышение ставок налогов на объекты имущества и легковые автомобили: Предлагается увеличить налоговые ставки на объекты имущества совокупной стоимостью 450 млн тенге и на легковые автомобили с таможенной стоимостью выше 75 млн тенге. Это изменение направлено на увеличение налоговых поступлений с более дорогих объектов имущества и автомобилей.
  2. Введение акциза на дорогостоящий алкоголь, сигары, морские суда и самолеты: Предложено дополнительно облагать акцизом алкоголь с ценой выше 500 тыс. тенге за литр, сигары с ценой выше 10 тыс. тенге за штуку, а также дорогие морские суда и самолеты. Это изменение направлено на увеличение налоговых поступлений с дорогих и роскошных товаров.
  3. Освобождение от индивидуального подоходного налога (ИПН) пенсий казахстанцев: Предложено освободить пенсионные выплаты от ИПН, что снизит налоговую нагрузку на пенсионеров. Однако это приведет к потере налоговых поступлений в размере 4,1 млрд тенге.
  4. Пересмотр налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами: Рассматривается пересмотр налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, включая сальдирование положительного и отрицательного прироста стоимости. Это может повлиять на способы налогообложения капитальных доходов.
  5. Признание неплательщиками НДС частнопрактикующих лиц: Предложено признать частнопрактикующих лиц неплательщиками НДС, что изменит налоговую обязанность таких лиц и упростит процесс налогообложения для них.
  6. Понижающие коэффициенты к налогу на транспортные средства в зависимости от срока эксплуатации: Рассматривается установление понижающих коэффициентов к налогу на транспортные средства в зависимости от их срока эксплуатации. Это изменение может снизить налоговую нагрузку на старые транспортные средства.
  7. Установление пониженной ставки 5% по дивидендам для резидентов РК: Предлагается установить пониженную ставку налога на дивиденды в размере 5% для резидентов Казахстана, при этом исключив все текущие льготы. Это изменение может повлиять на налогообложение капитальных доходов для резидентов.

Эти предложения направлены на увеличение налоговых поступлений в бюджет и оптимизацию налоговой системы Казахстана, однако они также могут вызвать разные реакции среди налогоплательщиков и общественности, учитывая потенциальное увеличение налоговых обязательств для определенных категорий граждан и бизнеса.

Exit mobile version