Как в Казахстане повышают престиж профессии педагога

Казахстан, входя в состав мирового сообщества, активно изучает возможности увеличения своей конкурентоспособности в сфере образования. В 2022 году главой государства было поручено увеличить количество ученических мест путем строительства новых школ. Это было продиктовано демографическим ростом населения в Казахстане. Изменятся ли требования к подготовке учителей, для работы в новых школах? Какие шаги предпринимает государство для того, чтобы повысить престиж одной из самых важных профессий?

Не секрет, что в предыдущие десятилетия статус профессии педагога был утрачен. Это превратило ее в одну из непрестижных профессий. Чем был сформирован такой подход к работе педагога у нас в стране? На этот вопрос ответила педагог Людмила Дуплякова, отдавшая любимой профессии 45 лет, и отучившая три поколения своих учеников.

– В конце 60х я не смогла поступить в педагогический вуз, потому что у меня в школьном аттестате было две тройки. В те годы на проходной балл влияли оценки в аттестате.К своей мечте я пришла, поступивна следующий год в педучилище. Я проработала учителем начальных классов до 70 лет. На пенсию мне идти не хотелось, потому что чувствовала в себе силы и желание работать с детьми, да и отпускать меня не хотели. Мои бывшие ученики приводили ко мне своих детей, а потом и своих внуков. В советское время профессия педагога считалась почетной и уважаемой. Учителя ценили и ученики, и их родители, и администрация школы. Но с развалом союза все изменилось. Когда ввели тенге, зарплата была очень низкой, были задержки по зарплате. Родители учеников и общество в целом, стали называть нас нищими. Мы не могли нормально одеться, прокормить свои семьи. Многие учителя не проявляли достаточного интереса к своей профессии, не имели мотивации для профессионального роста. Изза маленькой зарплаты и низкого статуса профессии учителя, в школу не особо хотела идти молодежь. Остались работать только учителя старой советской закалки. Требования к поступлению на педагогические специальности были невысокими, и все чаще сюда стали приходить случайные люди, которые не смогли поступить в другие вузы. Ну и дети, и их родители в последние годы стали уже не такие. Среди них много невоспитанных, которые могут нагрубить учителю, запросто оскорбить. Разумеется, это сказалось на качестве образования, – поделилась Людмила Александровна.

Во многих зарубежных странах, для обеспечения высокого качества образования, существуют методы отбора абитуриентов для работы в школах и их дальнейшей поддержки. Там разработана программа «Введение в специальность», а требования к учебным заведениям, где готовят школьных преподавателей, более строгие, ведь если выпускники педагогических вузов не будут соответствовать высоким стандартам, это может негативно сказаться не только на качестве образования, но и на репутации вузов, которые готовят педагогов. В профессию учителя в зарубежных странах привлекают только талантливых и мотивированных людей.

В Казахстане в настоящее время потребность в высококвалифицированных педагогах остается важным вопросом. Не смотря на то, что отечественные вузы выпускают достаточное количество молодых специалистов, учителей в школах попрежнему не хватает.

В рамках проекта «Комфортная школа», который запущен в Казахстане, планируется подготовить 100 000 высококвалифицированных учителей для будущих школ. В целях совершенствования сферы образования, была запущена инициатива по поддержке и улучшению качества педагогического образования. Принятый закон о статусе педагога, значительно улучшил условия труда учителей.

В последние годы была увеличена заработная плата педагогов. Теперь профессионалы с большим рабочим стажем могут зарабатывать до полумиллиона тенге в месяц. За степень магистра и наставничество введены доплаты. Учебная нагрузка и административные обязанности были сокращены. Эти изменения значительно улучшили престиж педагогической профессии и увеличили заинтересованность молодежи в ней.

 Эффект отразился на уровне поступления в педагогические вузы. Это привело к повышению проходного балла ЕНТ, а количество образовательных грантов на педагогические специальности было увеличено. По данным Минпросвещения в 20232024 учебном году было выделено более 16 000 грантов. Важным инструментом контроля качества подготовки будущих педагогов явилось введение национального квалификационного тестирования, которое стало обязательным условием для трудоустройства будущих педагогов в казахстанские школы.

Ведущий педагогический вуз страны – КазНПУ имени Абая запустил новый проект под названием «Педагогические классы». «Педагогический класс» представляет собой специальный класс, созданный для школьников 9 – 11 классов, проявивших интерес к профессии учителя. Здесь они получают дополнительное образование по учебной программе факультативного курса «Введение в педагогическую профессию». Реализация проекта началась с сентября 2022 года.

Руководители и учителя алматинских школ проявили большой интерес к участию в этом проекте и отметили большую пользу педагогических классов для профессиональной ориентации школьников. В результате КазНПУ имени Абая подписал Меморандум о сотрудничестве с 13 школами города. В этом году педагогические классы появились и в школах Астаны.

Проект педагогических классов вызвал широкий интерес среди общественности, старшеклассников и их родителей. Из результатов наблюдений, опросов и бесед с учащимися, было отмечено повышение мотивации и интереса к улучшению своих умений и знаний. Эти изменения привели к увеличению интереса старшеклассников к профессии педагога. Своими результатами обучения в педагогическом классе поделился выпускник алматинской гимназии Шынгыз Керимбек.

– Вопрос с выбором профессии у меня не стоял. Я вырос в семье педагогов. Моя бабушка работала в сельской школе учителем русского языка и литературы. Моя мама преподавала химию, а отец был учителем по алгебре и геометрии. Я тоже решил стать математиком, как мой папа. Когда в 2022 году из Тараза мы переехали в Алматы, я попал в школу, где был сформирован педагогический класс. Конечно, мои родные все обрадовались, ведь у меня появилась возможность подготовиться к будущей профессии. В педклассе мы получали психологопедагогические знания, которые необходимы при работе с детьми, учились работать в коллективе, решать поставленные педагогические задачи. Я заметил у себя появление лидерских качеств и креативность. Считаю, что педагогические классы играют важную роль в подготовке высококвалифицированных учителей, готовых к дальнейшему профессиональному росту.

В этом году я поступаю в КазНПУ. После окончания университета я планирую работать преподавателем математики в сельской школе, в которой когдато работала моя бабушка. Молодежь стремится после учебы остаться в городе, а я наоборот, хочу поехать в область, чтобы давать качественные знания детям. Я считаю, что профессия учителя перспективна. Она всегда гарантирует трудоустройство, так что учитель, а особенно хороший, без работы никогда не останется. Есть возможность учиться дальше, повышать свой профессиональный уровень. Сейчас предлагаются различные стажировки в зарубежных вузах, ну и зарплаты у учителей уже не такие, как были раньше, в 90х и нулевых. Мне очень хочется, чтобы одна из самых важных и когдато не престижных профессий, вновь обрела высокий статус и стала почетной и уважаемой.

Автор: Белова Ольга

Фото: Freepik

Exit mobile version