Компания Freedom Finance Global инициировало масштабное исследование рынка досуга и развлечений в Республике Казахстан. В ходе него проанализированы объекты и деятельность участников индустрии развлечений, а также поведенческие предпочтения населения за последний год. В ходе исследования был проведен опрос более 3 000 граждан в возрасте от 16 лет со всех регионов страны.
По результатам исследованияобозначился самый популярный вид досуга – поход в кино. Основными причинами для посещения кинотеатра являются интересующий респондента фильм (54,6%), посещение в компании друзей (37,6%) или же вместе с детьми (26,7%). Размер среднего чека составил 2,5 тысячи тенге. Учитывая, что средняя стоимость сеанса в Казахстане, по данным Бюро национальной статистики (БНС), составляет около 1,8 тысячи тенге, большинство посетителей ориентируется на небольшой пакет дополнительных приобретений (напитки и еда). Наибольшей популярностью у респондентов пользуются фильмы производства США (59%), на втором месте – Казахстана (30,3%), затем – России (27,2%). Фильмы производства Казахстана значительно чаще, чем в среднем по массиву данных, выбирают респонденты в возрасте 16–24 лет (38,6%) и от 61 года и старше (39,7%); респонденты, проживающие в Шымкенте (44%) и городах численностью от 50 до 100 тысяч жителей (44%).
Наибольший интерес респонденты проявляют к паркам аттракционов (73,6% посетили за последний год). Лидирующей причиной становится посещение с детьми (40,7%), далее – приятное времяпрепровождение в компании друзей или родственников (36,1%) и интерес к конкретному парку развлечений (29,7%). В качестве максимальной суммы чека снова фигурирует 5 тысяч тенге. Меньше всего респонденты выбирали вариант от 1 501 до 2 000 тенге (11,7%), а больше всего – от 3 001 до 5 000 тенге (24,3%).
Подавляющее большинство респондентов посещали торгово-развлекательные центры за последний год (87,8%). Основные цели посещения ТРЦ – это покупки (69,5%), отдых и развлечения (54,8%), меньше всего ходят в ТРЦ, чтобы встретиться с родственниками/знакомыми/коллегами (12,5%) или чтобы получить какие-либо услуги (12,7%). Более половины опрошенных, посетивших ТРЦ с целью развлечения, просто прогуливались (59,1%) или посещали развлекательные места (54,5%).
Наиболее популярны среди респондентов концерты поп-музыки (36,4%). Концерты классической музыки (22,8%), рок- (19,1%), хип-хоп- или рэп-концерты (18,9%) и детские концерты (17,4%) примерно одинаково интересны респондентам. Средний чек за посещение музыкального концерта составляет 5 тысяч тенге, что относительно немного, учитывая, что билеты на концерты зарубежных артистов могут превышать 100 тысяч тенге.
Чаще всего респонденты выбирают драматические театры (46%), детские спектакли (24,5%) и танцевальные/музыкальные шоу (22,8%). Наиболее распространенная причина посещения – интересующий респондента спектакль (47,6%), далее идут приятное времяпровождение в компании друзей или родственников (33%) и досуг с детьми (21,9%). Билеты в основном приобретаются в кассе театра перед сеансом (44%), однако выделяются также агрегаторы по продаже билетов (ticketon.kz, zakazbiletov.kz и т. д.), которые вышли на вторую строку мест покупок (20,5%). Средний чек за посещение театра составил 3 тысячи тенге.
Среди тех, кто посетил библиотеки хотя бы раз за последний год, значительно больше, чем в среднем по массиву данных (51,3%), представлены: респонденты в возрасте 25–34 лет (95,6%); респонденты в возрасте 16–24 лет (69,3%) и 35–44 лет (56,1%); проживающие в Шымкенте (61,2%) и городах с численностью населения от 50 до 100 тысяч жителей (57,8%); респонденты со средним и высоким субъективным доходом («Можем купить основную бытовую технику без привлечения кредита» – 55,7% и «При необходимости можем купить квартиру» – 74,5%).
Наиболее популярными по количеству посещений типами музеев являются исторический (45,2%), краеведческий (25%) и художественный (23,9%). Основные причины посещения – интересующие респондентов выставки (44,9%), досуг в компании друзей и родственников (28,2%) и проведение времени с детьми (25,7%).
За последний год каждый четвертый казахстанец совершил хотя бы одну поездку с целью посещения какого-либо культурного мероприятия по Казахстану, а вот совершивших поездку за границу с такой целью значительно меньше – 15,7%.
Абсолютным лидером среди стран, куда респонденты ездили с целью посещения каких-либо культурных событий, стала Россия (44,7%). В топ-3 также вошли Узбекистан (19,7%) и Китай (14%). Среди других стран респонденты чаще всего отмечали Турцию (23,1%), Таиланд (10,3%), Германию и США (по 7,7% в каждом случае).
«При проведении исследования обозначилась примечательная статистика из кинопроката. Во-первых, количество посетителей за последний год вышло на исторические максимумы, что говорит о развитии данного вида досуга в Казахстане. Доходы в сфере кинопроката за 11 лет выросли в 3,7 раза – до 37 миллиардов тенге, что также является историческим максимумом. Во-вторых, индустрия кинопроизводства имеет неплохие цифры – данные показывают, что около трети всех просмотров отдано фильмам местного производства, причем цифры также сходятся и с ответами респондентов.
Наибольшее проявление стагнации заметно у театров – их количество не менялось за те 11 лет, по которым вело учет Бюро национальной статистики. Также без изменений и количество новых постановок. В отличие от парков развлечений, которые мы назвали «самым семейным» видом досуга, театры можно обозначить самыми романтическими – их респонденты чаще всего посещают со своей парой (41,4%)», – отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.