По итогам июля текущего года услуги такси в Казахстане подорожали на 1,5% за месяц и на 13,2% за год.
При этом в месячной динамике стоимость услуг в секторе выросла только в трёх регионах — Шымкенте, Алматы и Жетысуской области: на 16,1%, на 4,2% и на 1,1% соответственно. В остальных 17 из 20 регионов страны цены остались на прежнем уровне.
В годовой динамике резкое удорожание было отмечено в Алматы: сразу на 36,9%. Далее расположились Шымкент (на 36,1% за год), а также Актюбинская (на 22,1%), Западно-Казахстанская (на 21,3%) и Акмолинская (на 13,5%) области. Наименьший годовой рост цен в секторе наблюдался в Северо-Казахстанской и Жамбылской областях: на 1% в каждом из регионов.
На 22 августа 2024 года цена проезда в такси в РК, по данным Numbeo, составила 0,63 долл. США за км. По дешевизне этой услуги стране было присвоено 21-е место из 96 в мире.
Что касается более тонкой разбивки по городам, самый высокий тариф среди городов стран СНГ был зафиксирован в Алматы: 0,68 долл. США за км (63-е место из 179 в мире). В столице Казахстана стоимость составила 0,42 долл. США (39-е место в мире). Астана, на радость жителям города, уступила по дороговизне Москве и Санкт-Петербургу, где проезд в такси стоил 0,44 и 0,55 долл. США за км соответственно.
Самые низкие тарифы среди попавших в рейтинг городов стран СНГ были отмечены в Новосибирске (0,22 долл. США), Бишкеке (0,29 долл. США) и Киеве (0,29 долл. США).
В целом же в мире поездка в такси дешевле всего обходилась в индийском Сурате (0,18 долл. США за км), а дороже всего — в швейцарском Цюрихе (4,46 долл. США).
* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.
По итогам января–июля текущего года в Казахстане услугами такси воспользовались 39,8 млн пассажиров — на 36,4% больше, чем годом ранее.
В региональном разрезе наибольший показатель пришёлся на Западно-Казахстанскую область: 9,7 млн пассажиров, годовой рост — в 5,7 раза. Далее идут Астана и Алматы: 5,6 млн и 4,8 млн пассажиров соответственно.
Менее популярны были услуги такси в Жетысуской (646,5 тыс. пассажиров), Атырауской (706,1 тыс. пассажиров) и Улытауской (716,8 тыс. пассажиров) областях.
Доходы компаний в секторе достигли 5 млрд тг, против 3,3 млрд тг годом ранее. В стоимостном выражении доходы выросли на 52,2%.
Инвестиции в основной капитал в сфере деятельности такси за январь–июль 2024 года составили 265,5 млн тг — на 31,5% меньше в стоимостном выражении, чем годом ранее.
Примечательно, что за эти семь месяцев инвестиции были зафиксированы только в 4 из 20 регионов страны. Основная часть вложений пришлась на Алматинскую область: 140 млн тг, минус 21,7%. Оставшаяся часть распределилась между Астаной (65,2 млн тг), Алматы (59,5 млн тг) и Павлодарской областью (879 тыс. тг).
Капвложения в секторе за счёт небанковских заёмных средств сократились на 17,6%, до 127,3 млн тг, а инвестиции за счёт собственных средств предприятий, напротив, выросли на 41,6%, до 78,9 млн тг.