Рынок e-commerce Центральной Азии испытывает острую нехватку складов

Нехватка складов стопорит развитие электронной коммерции Центральной Азии. К такому выводу пришли эксперты 1st Central Asia Warehouse Summit. К 2030 году объемы рынка электронной коммерции могут вырасти на 20%, однако для этого им нужны качественные складские помещения.

По данным Станислава Ахмедзянова, управляющего партнера IBC Global, общая площадь складов стран Центральной Азии около 1,5 — 2 млн.кв. Этого крайне мало даже для существующего спроса на склады.

— Если нужен качественный современный склад, то найти такой объект в Центральной Азии практически невозможно, — заявил Станислав Ахмедзянов. — Текущий дефицит логистической недвижимости в регионе оценивается примерно в 20 млн кв. м. Это касается Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. В этих странах большая часть существующих складских площадей — класса В, но и эти крохи законтрактованы.

Иван Федяков.

Однако, рынок не стоит на месте, к строительству в Центральной Азии запланированы десятки тысяч кв.м. складов класса А и В. По данным основателя и главы группы компаний INFOLine Ивана Федякова (Россия, Казахстан, Сербия, ОАЭ) одним из драйверов роста складской недвижимости является развитие сегмента e-commerce, которое в свою очередь стопорится из-за нехватки складов.

— Рынок электронной коммерции, пусть и неравномерно, но растет во всех странах Центральной Азии, – отметил спикер. – Основной его моделью становятся маркетплейсы: рынок завоевывают как российские гиганты Wildberries и Ozon, пару лет назад начавшие региональную экспансию, так и развивающиеся наряду с ними локальные игроки.

По словам Ивана Федякова, в Казахстане глубина проникновения e-commerce в розничный товарооборот страны приближается к 13%. Прогноз по увеличению этой доли: до 20% к 2030 году. Однако сдерживающим развитие фактором становится отсутствие достаточного количества складских помещений и логистических хабов, что особенно актуально в Республике со столь обширной территорией (Казахстан занимает 9-е место в мире по площади).

— Если говорить об Узбекистане, то там мы наблюдает настоящий прорыв e-commerce, – добавил аналитик. – За полный 2023 год объем онлайн-рынка в стране вырос на 150% и достиг почти 1 млрд долл. А учитывая средний возраст населения (более 60% жителей Узбекистана составляет молодежь до 30 лет), мы и далее ждем существенных темпов роста интернет-торговли и внедрения новых сервисов на рынке.

При этом одним из самых быстрорастущих направлений для e-commerce в 2024-2026 годах станет Кыргызстан, считает эксперт. К слову, именно эта страна по итогам первой половины 2024 года показала максимальный из всех изученных экспертами INFOLine регионов рост розничной торговли в целом.

— В Кыргызстане мы видим скачок РТО в январе–июне на 15,9%. В Узбекистане за тот же период товарооборот увеличился на 8,4%, в Казахстане – на 5,6%, в Азербайджане – на 3,4%. Важно, что динамика везде – в национальной валюте, сопоставимых ценах и без учета инфляции. Для сравнения можем посмотреть на те же показатели в России и Беларуси: 8,8% и 11,5% соответственно.

Exit mobile version