Количество электромобилей за год в Казахстане увеличилось с 4670 до 10 674 – рост в 2,3 раза. Больше всего таких машин зарегистрировано в Алматы – 6300 электрокаров, 1400 авто на электричестве колесит по дорогам Астаны. Меньше всего электромобилей в Абайской области – всего 25, передает корреспондент Optimism.kz.
По мере роста популярности электромобилей у казахстанцев возникают и вопросы по страхованию этого вида транспорта. Если при оформлении обязательной автостраховки действуют жесткие рамки ценообразования, установленные государством, и для владельцев электрокаров полис ОГПО ВТС стоит столько же, сколько для владельцев машины на традиционном топливе, то при покупке полиса каско возможны индивидуальные условия.
В Jusan Garant каждая заявка от владельцев электромобилей проходит через андеррайтинг, то есть компания оценивает риски и предлагает клиентам условия, на которых она готова взять авто на страхование и нести обязательства перед ними. Полис каско для электромобилей в Jusan Garant на 10-35 процентов дороже бензинового аналога.
Это обусловлено высокой стоимостью «зеленого» транспорта и сложностью конструкции. Они обладают продвинутыми технологиями и комплектующими, такими как системы автопилота, сенсоры, инновационные материалы, аккумуляторные батареи и электродвигатели. Их стоимость выше по сравнению с деталями автомобилей с ДВС. В случае повреждения, особенно аккумуляторной батареи, ремонт или замена могут быть дорогостоящими. При этом, запчасти для электромобилей менее доступные, особенно для редких или новых моделей. В случае серьезных аварий электромобили могут быть признаны «тотальными» из-за сложности ремонта батарей или электроники, что также увеличивает страховые выплаты.
«Электромобили – это новая категория транспорта на рынке, и у страховых компаний пока нет обширной статистики по частоте и масштабам убытков, как для автомобилей с ДВС. В результате страховщики устанавливают более высокие тарифы для электромобилей из-за отсутствия или недостаточности статистики по убыткам», – добавляет директор департамента андеррайтинга СК «Jusan Garant» Лаура Утекова.
Влияние на стоимость каско оказывает и обслуживание электромобилей, требующее специального оборудования и квалифицированных специалистов. С этим в Казахстане пока есть сложности – сервисных центров для электрокаров в стране немного, что создает неудобства для страховой компании при урегулировании убытков.
«Еще одной сложностью является длительное ожидание клиентом ремонта электромобиля, поскольку запчасти на них идут под заказ, что задерживает ремонт, – говорит Лаура Утекова. – Также электромобили обладают сложной электронной системой управления, которая требует особых навыков для диагностики и ремонта. Ограниченное число специалистов, способных проводить такие работы в Казахстане, увеличивает стоимость ремонта и срок его выполнения, что также влияет на величину страховых выплат и стоимость полиса».