На фоне стремительного роста доллара и ослабления тенге, что особо остро обсуждается в последнюю неделю, такая поведенческая стратегия становится особенно актуальной. В периоды паники резко увеличивается спрос на товары. Это потребительское поведение было описано еще Ремарком в книге «Черный обелиск», где главный герой считал самой твердой валютой надгробный камень, который дорожал с каждым новым днем. Сегодня же граждане пытаются заранее купить товары, стоимость которых привязана к доллару, и таким образом выиграть ситуацию. Как результат растет спрос на потребительские кредиты. Но насколько верна такая тактика? Действительно ли она работает?
Об этом сообщает Optimism.kz со ссылкой на taspanews.kz.
Паника в цифрах
Национальный банк РК делает замеры по инфляционным ожиданиям каждый месяц. Последний отчет был за сентябрь, обычно это ответы респондентов на 26 базовых вопросов. Так вот, согласно данным НБ РК, в сентябре инфляционные ожидания составили 14,1%, для сравнения в августе — 13,1%. При этом сама инфляция в августе составила 8,4%, что меньше июльского показателя в 8,6%. Как видно из этих цифр, ожидания людей не всегда совпадают с уровнем самой инфляции. Они могут расти даже, если инфляция снижается.
Самые сильные инфляционные ожидания за последние годы в стране наблюдались в 2022 году и составили 67%. Что было связано с неопределенностью на фоне конфликта РФ и Украины.
Интересно, что в этот период наблюдался всплеск потребительского кредитования, объем которого составил 7,7 трлн тенге.
Куда больший психологический эффект на людей оказывают девальвационные ожидания. Однако Нацбанк их не измеряет. Зато есть другие исследования. Так в макроэкономическом исследовании Freedom Finance Global было отмечено, что рост девальвационных ожиданий в обществе произошел еще в июне 2024 года на фоне ослабшего на 6% тенге к доллару. И хотя свежих данных по девальвационным ожиданиям за октябрь еще нет, стоит предположить, что они покажут рост. Посмотрим, как вели себя потребители в отношении кредитования в периоды девальвационных всплесков.
Свершившихся девальваций в истории последнего десятилетия было немного, а точнее две. Одна 11 февраля 2014 года. Тенге обесценился на 20%, от 155,5 тенге до 185 тенге за доллар. Вторая произошла следом, 20 августа 2015 года, и растянулась до начала февраля 2017 года. В эти периоды, несмотря на сложную ситуацию, потребительское кредитование не снизилось, а наоборот увеличивалось.
Куда больше в истории периодов ожидания девальвации, например в 2021 году было много разговоров о судьбе тенге и потребительское кредитование сразу же показало скачок. На фоне паники люди пытаются брать кредиты, даже несмотря на их дороговизну. Так, в Казахстане согласно данным статистики ЕЭК, процентная ставка за потребительский кредит физлицу на срок более 1 года сейчас составляет 18,8%, для примера в Беларуси всего 10%, в России – 16,4%. Но это средние показатели, на самом деле стоимость потребительских кредитов доходит порой до 30%. Насколько верна стратегия покупок впрок при учете таких цифр, и поможет ли она обыграть инфляционные и девальвационные процессы? Или это больше психологический аспект, который не имеет к экономической выгоде никакого отношения. Мы спросили экспертов.
По мнению экономиста Петра Своика, не стоит заблуждаться, что банкир может оказаться глупее заемщика. И в существующих ставках за кредиты учтены все риски, в том числе инфляционные и девальвационные.
«Такое поведение людей мне понятно, они пытаются сделать так, чтобы их уровень жизни не пострадал от инфляции и девальвации. Кто-то, чтобы защититься от обесценивания тенге покупает доллары, есть и те, кто не доверяет доллару, и тогда они покупают товары. Но насколько это целесообразно делать в кредит? Некоторые кредиты по стоимости доходят до 30%. Это значит, что инфляция или девальвация тенге должны превысить этот порог. Для меня такое поведение потребителей, говорит о недоверии к системе и очень больших страхах»– говорит экономист Саян Комбаров.