Мустафин Марат Каримович – эксперт по тарифообразованию.
Optimism.kz: Добрый день, Марат Каримович! В последнее время в Казахстане участились жалобы потребителей на повышенные счета за водоснабжение. Можете рассказать, как правильно обращаться с вопросами начислений за услуги водоснабжения? Что могут сделать потребители для уменьшения платежей, и какие меры должны предпринимать государственные органы?
Марат Мустафин: Добрый день! Спасибо за приглашение. Буду рад поделиться своим мнением.
Optimism.kz: Давайте начнем с самого актуального вопроса. Жители жалуются на неправильное начисление за услуги водоснабжения. Какие меры необходимо предпринять жителям для уменьшения оплаты?
Марат Мустафин: В первую очередь, важным элементом для корректного начисления является установка индивидуальных приборов учета. Это позволяет точно измерять количество потребляемой воды. При этом стоит отметить, что с введением социальных норм потребления объем потребления теперь рассчитывается на каждого человека, проживающего в квартире. Поэтому для уменьшения платежей важно, чтобы в квартире были прописаны все проживающие, а данные о проживающих были переданы в водоснабжающую организацию.
Если приборы учета не установлены, то начисления будут производиться по двухкратному тарифу, что значительно увеличит платежи. К тому же, согласно правилам пользования системами водоснабжения, услуги водоснабжающая организация обязана проводить проверку показаний приборов не реже чем один раз в три месяца. Однако для корректных начислений жителям необходимо самостоятельно передавать показания приборов учета каждый месяц.
Optimism.kz: Ясно. А что касается государственного контроля? Какие меры могут быть предприняты органами для улучшения ситуации?
Марат Мустафин: Это очень важный вопрос. На данный момент контроль за правильностью снятия показаний приборов учета происходит не чаще чем раз в три месяца. Однако, я считаю, что Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МПС РК) должен внести изменения в правила. Например, можно было бы обязать контролеров проводить проверки показаний приборов учета ежемесячно, что повысило бы точность начислений и помогло бы избежать недоразумений с платежами.
Пока же многое зависит от самих жителей. Если они будут более активно передавать показания приборов учета, это поможет снизить количество ошибок в расчетах.
Optimism.kz: Интересное мнение. И еще один вопрос, который волнует многих потребителей: как вы оцениваете введение социальных норм потребления, особенно норму в 3 кубических метра на человека?
Марат Мустафин: Норма в 3 кубических метра была введена на основе анализа потребления услуг водоснабжения населением. Данный показатель был утвержден на основе исследований, проведенных Комитетом по регулированию естественных монополий. Согласно анализу, около 49% населения потребляет менее 3 м³ воды в месяц. Это наиболее распространенный объем, поэтому было принято решение установить такую норму.
Однако я считаю, что в будущем, возможно, стоит пересмотреть эти нормы, особенно если выявится, что для отдельных категорий населения или регионов такие нормы могут быть недостаточными или, наоборот, избыточными. Поэтому компетентные государственные органы должны внимательно следить за ситуацией и, при необходимости, внести изменения в нормативные акты.
Тем не менее, для начала потребителям стоит внимательно изучить квитанции за воду, сравнить их с показаниями счетчиков, проверить тарифы и объем полученных услуг. Если обнаружены несоответствия, необходимо обратиться в водоснабжающую организацию вашего региона за разъяснениями.
Optimism.kz: Но что делать, если компания не дает четких ответов или отказывается пересматривать начисления?
Марат Мустафин: В таких случаях потребителю следует обратиться с заявлением, приложив подтверждающие документы, в территориальные департаменты Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК или в местный акимат. Если тарифный регулятор выявит нарушения, монополиста оштрафуют, а потребитель получит возмещение средств.