Рост пассажирских и грузовых авиаперевозок в марте 2025 года

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за март 2025 года. Зафиксирован рост как в пассажирском, так и в грузовом сегментах, несмотря на внешнеэкономические вызовы и сезонные колебания.

Пассажирские перевозки

«Спрос на пассажирские перевозки в марте вырос на 3,3% в годовом выражении, что немного выше февральского значения в 2,7%. Однако рост провозной емкости на 5,3% опередил увеличение спроса, что привело к снижению коэффициента загрузки с рекордных уровней до 80,7%. Несмотря на небольшое снижение спроса в Северной Америке, мартовские показатели продолжают демонстрировать глобальную тенденцию роста пассажиропотока. Это означает, что задачи по устранению узких мест в цепочках поставок и обеспечению достаточной пропускной способности аэропортов и систем управления воздушным движением остаются актуальными», — отметил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Пассажирские перевозки в деталях – март 2025 (в % по отношению к марту 2024 года)

РегионДоля рынка*RPKASKЗагрузка
Весь мир100.0%+3.3%+5.3%80.7% (-1.6 п.п.)
Африка2.2%+4.1%+5.0%71.5% (-0.6 п.п.)
Азиатско-Тихоокеанский регион33.5%+6.3%+5.9%83.5% (+0.3 п.п.)
Европа26.7%+4.4%+6.4%79.2% (-1.5 п.п.)
Латинская Америка5.3%+6.2%+8.8%80.8% (-2.0 п.п.)
Ближний Восток9.4%-0.7%+3.0%74.7% (-2.8 п.п.)
Северная Америка22.9%-1.1%+3.5%81.4% (-3.8 п.п.)

*% от RPK отрасли в 2024 г.

Региональный обзор – международные перевозки

Международный рост спроса на пассажирские авиаперевозки (RPK) замедлился до 4,9% в марте в годовом исчислении с 5,9%, о которых сообщалось в феврале, и с январских 12,5%. Это замедление с января в значительной степени отражает окончательную нормализацию спроса в годовом исчислении после пандемии COVID. Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона показали самые высокие результаты с ростом спроса на 9,9%. Коэффициенты загрузки снизились в каждом регионе, что отражает общее снижение на -1,7 п.п.

Детализация показателей авиаперевозчиков по регионам за март 2025 года по отношению к марту 2024 года.

Азиатско-Тихоокеанский регион: рост на 9,9%, провозная емкость +11,6%, загрузка 84,1% (-1,3 п.п.) в сравнении с мартом 2024 года.  

Европа: рост на 4,9%, провозная емкость +6,9%, загрузка 78,2% (-1,5 п.п.)

Ближний Восток: снижение спроса на 1,0%, провозная емкость +2,8%, загрузка 74,6% (-2,9 п.п.). Снижение спроса, вероятнее всего, связано с периодом Рамадана, который влияет на частоту перелетов у региональных перевозчиков.

Северная Америка: снижение на 0,1%, провозная емкость +2,0%, загрузка 83,0% (-1,8 п.п.). Хотя спрос в регионе сокращается второй месяц подряд в годовом исчислении, важно отметить зафиксированное улучшение по сравнению с февралем, когда падение составило 1,5%.

Латинская Америка: рост на 7,7%, провозная емкость +12,1%, загрузка 80,9% (-3,3 п.п.)

Африка: рост на 3,3%, провозная емкость +3,5%, загрузка 70,1% (-0,2 п.п.)

Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок

Внутренние авиаперевозки показали незначительный рост на 0,9% за счет спада на таких крупных рынках, как США (-1,7%) и Австралия (-1,2%). В свою очередь, Бразилия и Индия сообщили о самом сильном росте на 8,9% и 11,0% соответственно. Коэффициент загрузки упал на -1,3 п.п., в то время как показатель провозной емкости увеличился на 2,5%.

Внутренние пассажирские рынки – март 2025

РынокДоля рынка*RPKASKЗагрузка
Обобщенные показатели38.2%+0.9%+2.5%82.0% (-1.3 п.п.)
Австралия0.8%-1.2%-4.1%81.8% (+2.4 п.п.)
Бразилия1.1%+8.9%+8.3%80.4% (+0.4 п.п.)
Китай11.3%+1.7%-0.8%83.2% (+2.1 п.п.)
Индия1.6%+11.0%+14.5%83.3% (-2.6 п.п.)
Япония1.0%+8.0%+2.7%84.4% (+4.2 п.п.)
США14.4%-1.7%+4.2%80.3% (-4.8 п.п.)

*% от RPK отрасли в 2024 г.

Примечание: на шесть внутренних рынков пассажирских перевозок, по которым имеются подробные данные, приходится приблизительно 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего внутреннего спроса.

Грузовые перевозки

«Мартовские объемы грузоперевозок были высокими. Вероятно, это связано с тем, что часть компаний ускорила поставки в ожидании объявления о тарифах со стороны администрации Трампа 2 апреля. Хотя неопределенность вокруг реального внедрения тарифных мер в конечном итоге может повлиять на торговлю, снижение цен на топливо сыграло положительную краткосрочную роль для авиационных грузоперевозок. Надеемся, что пауза в реализации мер даст политическим лидерам возможность урегулировать торговые споры путем переговоров и восстановить доверие к глобальным цепочкам поставок», — сказал Уилли Уолш.

Следует отметить несколько факторов, оказавших влияние на статистику:

Грузовые авиаперевозки – март 2025 (в % к марту 2024 года)

РегионДоля рынка*CTKACTKЗагрузка
Весь мир100.0%+4.4%+4.3%47.5% (0.0 п.п.)
Африка2.0%-13.4%+10.8%37.1% (-10.4 п.п.)
Азиатско-Тихоокеанский регион34.2%+9.3%+7.6%48.6% (+0.8 п.п.)
Европа21.5%+4.4%+2.8%59.6% (+0.9 п.п.)
Латинская Америка2.9%+5.6%+5.2%39.5% (+0.1 п.п.)
Ближний Восток13.6%-3.3%+0.9%47.6% (-2.0 п.п.)
Северная Америка25.8%+3.7%+2.6%40.7% (+0.5 п.п.)

*% от RPK отрасли в 2024 г.

Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за март 2025 года по отношению к марту 2024 года.

Азиатско-Тихоокеанский регион: местные авиакомпании в марте зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 9,6% в годовом исчислении, что является самым значительным ростом среди регионов. Провозная емкость увеличилась на 11,3% в годовом исчислении.

Северная Америка: рост спроса на 9,5%, снижение провозной емкости на 6,1%.

Европа: рост спроса на 4,5%, рост провозной емкости на 2,0%.

Ближний Восток: локальные игроки в марте столкнулись с падением спроса на авиаперевозки на 3,2% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 0,8%. Возможно, снижение показателя обусловлено ​​сравнением с прошлым годом, когда в начале 2024 был зафиксирован сильный рост из-за сбоев в морских грузоперевозках по Красному морю.

Латинская Америка: рост спроса на 5,8%, рост провозной емкости на 4,7%.

Африка: снижение спроса на 13,4% в марте по сравнению с мартом 2024 года (самый низкий среди всех регионов), увеличение провозной емкости на 10,5%.

Показатели торговых маршрутов:

Маршрут Европа-Северная Америка был самым загруженным торговым путем в марте. Крупнейший торговый путь по доле рынка, Азия-Северная Америка, также значительно вырос, возможно, благодаря отгрузкам на опережение перед возможным повышением тарифов. Единственными торговыми путями, которые снизились в марте, были Европа-Ближний Восток и Африка-Азия.

МаршрутРост, год к годуПримечанияДоля рынка в отрасли*
Азия – Северная Америка+7.3%Маршрут возобновил рост после пересмотренного падения на 0,5% в феврале24.4%
Европа – Азия+8.3%25 месяцев роста подряд20.5%
Европа – Ближний Восток-7.5%N/A5.7%
Ближний Восток – Азия+2.9%N/A7.3%
Внутри Азии+5.5%17 месяцев роста подряд7.0%
Европа – Северная Америка+8.5%14 месяцев роста подряд13.3%
Африка – Азия-40.2%4 месяца спада подряд1.4%

*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.

— IATA —

Для получения дополнительной информации обращайтесь:

Корпоративные коммуникации IATA

Тел.: +41 22 770 2967

Электронная почта: corpcomms@iata.org

Примечания для редакторов

Термины и показатели

RPK (Revenue Passenger Kilometres) — пассажиро-километры: измеряет фактический пассажиропоток.

ASK (Available Seat Kilometres) — доступные пассажиро-километры: измеряет провозную емкость.

PLF (Passenger Load Factor) — коэффициент загрузки пассажирских рейсов: процент использования доступных пассажиро-километров.

CTK (Cargo Tonne-Kilometres) — грузовые тонно-километры: измеряет фактический объем грузоперевозок.

ACTK (Available Cargo Tonne-Kilometres) — доступные грузовые тонно-километры: измеряет доступную грузовую емкость.

CLF (Cargo Load Factor) — коэффициент загрузки грузовых рейсов: процент использования доступных грузовых тонно-километров.

Фото: kensalogistics.com

Exit mobile version