Ответ технологические лидеры искали 17 июня в Алматы на конференции Yandex Kazakhstan.
Говоря в своем выступлении о «новом времени», Ельдар Абдразаков, основатель Centras Group, обратил внимание, что искусственный интеллект — это важно, но куда важнее беспрецедентная скорость изменений. Она наблюдается во всём — не только в технологиях, но и в клиентских ожиданиях, организационных моделях, способах ведения бизнеса.
По словам спикера, на первый план выходит понимание, на какой «арене» вы играете. Важно не просто делить рынок на сегменты, а находить кластеры и триггеры, которые позволят создавать продукты, действительно откликающиеся у потребителя. Самое время искать возможности в новых направлениях — традиционные сферы уже поделены монополиями, и пробиться там крайне сложно. Но здесь важно не просто увидеть перспективу, а понять технологические изменения и быть готовым к стремительному движению вперед. «И знаете что? У нас для этого идеальные условия. Наше главное преимущество — люди. Казахстан обладает потрясающим человеческим потенциалом. Наше население не обременено устаревшими концепциями, оно готово учиться и воспринимать новое. А острая необходимость в импортозамещении создает идеальные условия для роста», — отметил Ельдар Абдразаков.
О создании новых ценностей и понимании потребителя
Спикер привел примеры из собственного опыта. Когда компания Centras Group начала развивать новые компетенции, то быстро осознала: настоящий рост лежит в создании принципиально новых категорий. А это требует умения создавать совершенно новые ценности — не просто улучшать существующее, а предлагать рынку то, чего он ещё не видел.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы привезти в Казахстан сэндвичи, заведя на рынок международный бренд Popeyes? Но на практике всё упирается в культурные особенности, цепочки поставок, контроль качества, подготовку персонала и соответствие стандартам. «Когда мы начали работать с западными франшизами в Казахстане, нас ждало неожиданное открытие. За 30 лет рыночной экономики мы оказались первой компанией, которая по-настоящему локализовала производство — причём сделала это силами местной команды, без привлечения зарубежных экспатов. И знаете, что нас больше всего удивило? Полное отсутствие системы quality assurance в привычном западном понимании», — рассказал Ельдар Абдразаков. Его компании пришлось буквально заново выстраивать всю цепочку создания ценности — от upstream до downstream. Каждый этап требовал переосмысления. Но именно тогда открылись огромные возможности для бизнеса — не просто понимать свою нишу, а видеть всю экосистему целиком.
Путь к обучающейся организации
Можно импортировать технологии, строить дата-центры, экспериментировать с ИИ — но без собственных компетенций мы остаёмся на обочине глобального прогресса. Именно поэтому Centras Group реализует миссию «Professionalize Kazakhstan» по принципу «расти, помогая расти другим» (grow by growing others). В настоящее время партнерская платформа Kazakhstan Growth Forum, которая входит в Centras Group, превратилась в целую систему, научившись выявлять центры компетенции, развивать экспертизу и аналитику.
«Важнейшим открытием стало понимание: прежде чем стать data-driven, нужно стать insight-driven. Способность генерировать инсайты — критически важный навык современной организации. Но одного обучения мало — нужны партнёрства и коллаборации, — отметил Ельдар Абдразаков. — Наши программы и сотрудничество с такими гигантами как Amazon, Salesforce, McKinsey и ВCG открыли новые горизонты. Мы активно внедряли лучшие практики — от Agile до DevOps, но не слепо копировали, а адаптировали под себя».
Так в Centras Group родилась философия Triple Win:
- Win для человека — возможность раскрыть потенциал, стать лучшей версией себя
- Win-Win в партнёрстве — мы сознательно ограничиваем себя в проектах, где не видим взаимной выгоды
- Win-Win-Win для общества — всё, что мы делаем, должно поднимать планку в целом
«Это и есть наша организационная ДНК. Когда профессионал растёт — растёт и его ценность для компании. Когда партнёрство взаимовыгодно — оно долговечно. Когда бизнес развивает общество — он создаёт будущее», — отметил спикер.
Где искать рост?
от несколько советов от Ельдара Абдразакова:
- Создавайте персонализированный опыт (Custom Experience) — наш потребитель все еще ждет качественного сервиса.
- Разрабатывайте продукты — мы в самом начале этого пути.
- Повышайте операционную эффективность — редкая компания может похвастать отлаженными процессами.
- Развивайте новые модели монетизации и партнерства.
«Наша миссия «Professionalize Kazakhstan» остается неизменной — внедрять лучшие мировые практики, развивать технологии, создавать условия для роста бизнеса и профессионалов. Именно так мы сможем двигать вперед не только свои компании, но и экономику страны в целом», — резюмировал спикер в своем выступлении.
Справка: Ельдар Абдразаков — основатель холдинга Centras Group, в который входят страховые компании «КСЖ «Коммеск-Омiр» и «Сентрас Иншуранс», а также финансовые АО «Сентрас Секьюритиз», ТОО «Сентрас Капитал», медицинская «SOS Medical Assistance», ресторанная «Popeyes Kazakhstan», партнерская платформа «Kazakhstan Growth Forum», социальные проекты – образовательный проект для молодежи Professionalize Kazakhstan и Charity Ball.