В Нур-Султане подвели итоги экологического проекта для школьников EcoJas. В нем приняли участие более 3700 учащихся, а победителям вручили денежные гранты на реализацию своих проектов.
Образовательно-познавательный проект EcoJas для школьников организовала Национальная волонтерская сеть при поддержке компании «Шеврон».
Его главная цель — эко-просвещение детей и привитие навыков бережного отношения к окружающей среде.
Проект в начале года стартовал в Акмолинской и Карагандинской областях, а также Нур-Султане. В нем приняли участие более 3700 учеников из 73 школ.
— Регионы выбирались из расчета того, что это пилот, и нам нужно было апробировать проект. Плюс Караганда и Кокшетау — экологически зависимые города, особенно Карагандинская область и, в частности, город Темиртау. И здесь очень важно экологически развивать школьников, чтобы они понимали, что и как происходит, на что они могут влиять, а на что — нет. Это такой принцип работы. То есть идет и менторская работа. Для участия в проекте поступило 460 заявок из четырех городов. В итоге четыре проекта получили призовое Гран-при по две тысячи долларов на реализацию в школе. Это здорово, потому что мало таких проектов в Казахстане. У «Шеврон» очень много экологических проектов, но вот именно для школьников это первая попытка сделать такой проект, — сказала член Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Татьяна Миронюк.
Денежные гранты согласно решению жюри на реализацию проекта получили:
1. Касымбекова Марал (Нур-Султан)
2. Какимова Ажар (Кокшетау)
3. Мухамедов Вусал, Ковылкин Андрей (Темиртау)
4. Накенов Даниал, Бапыева Альбина, Мусаинова Анель (Караганда)
Финалистам конкурса среди 5-8 классов вручены памятные и ценные призы, такие как портативные колонки, настольные игры, серии книг и наборы по экологии.
— Мы начали нашу экологическую деятельность с 5 класса. Нас вдохновила классный руководитель Елена Петровна Варганова, она всегда нам помогала и оказывала поддержку. Мы совместно работали над реализацией данного проекта. Считаем, что он эффективен и актуален. Суть в том, что мы создаем компостеры в домашних условиях. Для изготовления компоста требуются отходы растительного происхождения, в том числе скошенная трава, листья, увядшие цветы, опилки, кожура… Вместо того, чтобы отходы гнили на свалках и образовывался парниковый эффект, лучше из них сделать органическое удобрение для растений. В будущем мы хотим использовать полученные знания для обучения других людей, — сказали победители из Темиртау Вусал Мухамедов и Андрей Ковылкин.
Команда гимназии им. Абая города Караганды в составе Накенова Даниала, Бапыевой Альбины и Мусаиновой Анель победила с проектом о лиманном орошении.
— Лиманное орошение — это весеннее увлажнение почвы талыми водами способом затопления для повышения урожайности полевых культур и трав. Мы начиная с февраля готовились, ждали наступления весны, когда растает снег. Мы будем на эти деньги реализовывать для начала односезонный проект. Для этого ищем разрушенную земляную дамбу, хотим восстановить. Лиманное орошение позволяет нам не дать уйти талым водам, а максимально остановить и напитать ими почву. Это в несколько раз повышает урожайность, — отметили ребята.
Организаторы рассматривают возможности расширения географии проекта в следующем году, чтобы в нем могли принять участие и школьники ВКО, Шымкента и других регионов.
По словам советника по социальным инвестициям компании «Шеврон» Лейлы Айтмухановой, сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости изменения нашего отношения к природе, и такие проекты, как EcoJas, вносят вклад в решение чрезвычайно актуальной проблемы человечества.
— Для нашей компании является важным образование подрастающего поколения и формирование экологической культуры с раннего возраста. Мы рады быть частью этого замечательного проекта и надеемся, что ребята, принявшие участие в конкурсе, станут более бережно относиться к природе и осознают свою причастность к экологии родного края… Для нас это первый пилотный проект в партнерстве с национальной волонтерской сетью, он уникальный и специфический, таких проектов нет в школах. Он позволяет нам другим путем подойти к экологическому просвещению — не через обязательные уроки, а через проекты, соединяя критическое и творческое мышление, понимание окружающей среды. Будем дальше смотреть по расширению географии — результаты хорошие получились, проекты интересные, будем решать вместе с нашими партнерами, — сказала Лейла Айтмуханова.
Отметим, что в рамках проекта ученики 9-11 классов работали над такими проектами, как лиманное орошение, экомода, экоинтерьер, органическое хозяйство, утилизация твердо-бытовых отходов, экокультура и экообразование. Кроме того, старшеклассники прошли онлайн мастер- классы по ораторскому искусству, публичным выступлениям, дизайну презентации и продвижению в SMM.
А ученики 5-8 классов создавали художественные произведения, настольные игры из отходов, сочиняли сказки, комиксы и снимали видео на тему экологии для социальных сетей. Также для них были организованы мастер-классы в игровом и интерактивном форматах, где они обсуждали экологические проблемы и пути их решения.
Адиль Алшер («КП»-Нур-Султан)