В России микрофинансовые организации (МФО) все больше стремятся работать с более обеспеченными клиентами, а банки становятся более лояльными к бывшим и нынешним клиентам МФО. Однако, в свете экономической нестабильности и высоких рисков, пересечение банковской и микрофинансовой аудиторий остается незначительным.
В этом материале от Bizmedia.kz мы разберем работу МФО в России, а также проведем параллель с Казахстаном и поймем, как развивается этот рынок у нас и в чем его недостатки.
МФО России — в плюсе
Крупнейшие микрофинансовые организации отчитались о результатах своей работы в январе-июне. Из опубликованных результатов 26 компаний следует, что их чистый процентный доход вырос на 10%, до 15,9 млн рублей, чистая прибыль — на 30% (несмотря на снижение на 18% в первом квартале), до 5,7 млн рублей. Некоторые компании также показали рост расходов на персонал и рекламу — на 40%, почти до 5 млн. рублей, а у крупнейших игроков расходы были в два-три раза больше.
Это может свидетельствовать об усилении конкуренции между компаниями за клиентов. Кроме того, микрофинансовые организации привлекают и удерживают клиентов с высоким уровнем дохода, что требует значительных инвестиций. Например, исследование МФК «Займер» показывает, что более четверти людей, зарабатывающих более 50 тысяч рублей, уже являются клиентами МФО.
МФО и банки становятся конкурентами
Банки и другие кредиторы все больше конкурируют за заемщиков, которые считаются более надежными, чтобы снизить риск потерь в условиях кризиса. Это означает, что заемщикам, считающимся более рискованными, становится труднее получить кредит.
Наличие микрозайма в кредитной истории больше не является останавливающим фактором для банков при принятии решения о предоставлении вам кредита, согласно совместному исследованию Moneyman и Национального бюро кредитных историй.
Также, согласно другому исследованию, более 80% заемщиков, имеющих кредитную историю в 2019-2022 годах, создавших свою первую кредитную историю в МФО, впоследствии обращались за кредитом в банк. Это говорит о том, что большинство заемщиков считают опыт погашения микрозайма полезным с точки зрения их способности получить доступ к традиционным банковским кредитам.
После анализа данных выяснилось, что 50,4% заемщиков получили одобрение банков на желаемые кредитные продукты. Самым распространенным продуктом, который хотели получить клиенты, была кредитная карта (69,3%), за ней следовали потребительские кредиты (68,9%). На автокредиты и ипотеку пришлось 3,2% и 3,1%, соответственно.
Раньше было по-другому
До недавнего времени ситуация была иной: МФО рассматривались как альтернатива банкам теми гражданами, которым банки отказывали. «Первое время заемщики из-за недостатка финансовой грамотности могут не понимать разницы между банком и МФО», — говорит инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин, — «Банки, которые традиционно работают с более качественными клиентами, часто отказывают клиентам в первичном займе, и те идут в более выгодную МФО».
Недавнее государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций (МФО) привело к тому, что кредитные организации стали уделять особое внимание персональным кредитным рейтингам (ПКР). Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ, утверждает, что сейчас главное для кредитных организаций — добросовестно предоставлять услуги. Екатерина Токарева, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper, соглашается с ним, объясняя, что ПКР формируется на основе как банковских продуктов, так и микрозаймов.
Пока банки и МФО не конкуренты
По мнению Дмитрия Африканова, совпадение между заемщиками банков и клиентами МФО все еще не слишком велико. Однако он отмечает, что это уже не является существенной угрозой для качества банковских портфелей, учитывая ужесточение микрофинансового скоринга еще во время пандемии.
Что происходит?
Мы видим, что в России микрофинансовые организации ужесточают процедуру скоринга потенциальных клиентов, особенно работников отраслей, пострадавших от санкций. К таким отраслям относятся кинопроизводство, автобизнес и фитнес-клубы, а показатель отказов (процент людей, которые подают заявку на получение займа, но затем получают отказ) значительно вырос на 2019-2022 годы. Вероятно, это связано с тем, что многие иностранные компании уходят из этих отраслей, что вызывает снижение спроса на кредиты.
В последние годы снизились показатели одобрения для работников сферы услуг, например, продавцов-консультантов. Однако процент одобрения микрокредитов все еще высок для тех, кто работает в индустрии красоты, строительстве и розничной торговле.
Микрозаймы становятся очень популярными
Микрозаймы становятся все более популярными в России: к концу второго квартала их получили 16,4 миллиона человек. Это означает, что каждый пятый трудоспособный россиянин имеет микрозайм. Такой рост, вероятно, объясняется избирательностью этих займов; они доступны только тем, кто может доказать, что сможет их погасить.
Российские МФО считают, что ужесточение скоринга приведет к улучшению качества заемщиков. Ряд российских экспертов подчеркивают, что улучшение качества заемщиков связано с усилением регулирования рынка микрокредитования и превращением МФО в альтернативу банкам. Существует мнение, что растущее качество портфелей МФО становится угрозой для банков, а состоятельная аудитория начинает выбирать микрокредитование.
Казахстан
Рынок МФО в Казахстане продолжает развиваться, и в последнее время регулирующие органы уделяют им все больше внимания. В последние несколько лет все МФО обязаны регистрироваться, а недавно был принят закон, который позволит некоторым МФО стать банками. Это позволит улучшить качество и надзор за потребительским кредитованием, а также стимулировать кредитование реального сектора экономики.
Кредиторы микрокредитов в Казахстане должны сосредоточиться на качестве, а не на количестве, так как займы в день зарплаты более популярны, чем долгосрочные кредиты. Хотя выдача микрокредитов не улучшает устойчивость рынка в целом, МФО должны работать над скорингом клиентов, чтобы улучшить качество своих портфелей.
У Казахстана есть потенциал пойти по стопам России, и это, скорее всего, произойдет в далеком будущем. В настоящее время казахстанские микрофинансовые организации не могут конкурировать с банками, когда речь идет о привлечении заемщиков, из-за низкого качества предоставляемых услуг. Однако, если ситуация изменится, возможно, люди будут охотнее брать займы в МФО, чем в банке. Однако в этом пока нет уверенности.
Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.