В Казахстане более 100 мер поддержки предпринимательства, в которых запутается даже сильный специалист, отметил Касым-Жомарт Токаев, в ходе обращения к народу с Посланием. Президент поручил провести их ревизию на предмет эффективности и сформировать единый понятный бизнесу список преференций и льгот. Каким образом это отразится на улучшении бизнес-климата в стране? И какие ещё вопросы отрасли требуют решения? Мнение высказал политолог Бекнур Кисиков.
Бекнур Сейтжанович, особый акцент в Послании Глава государства сделал на развитии бизнеса. «Каждый субъект предпринимательства должен легко ориентироваться и знать, какие есть виды поддержки, как он их может получить», — резюмировал К. Токаев. По Вашему мнению, как это отразится на развитии сферы?
Вы знаете, что в целом предпринимательству выделялись огромные субсидии. И Президент задал такой дискурс — насколько эти субсидии полезны? Вы знаете, этот дискурс очень важный, потому что действительно государство выделяет огромное количество субсидий, государство тратит большие средства, чтобы поднимать сельское хозяйство, какие-то приоритетные отрасли, но у меня лично, как у простого налогоплательщика, как малого предпринимателя, возникает вопрос — насколько эти субсидии полезны, не создаём ли мы монополистов, действительно ли эти субсидии идут на дело и помогают нашей экономике? Поэтому я считаю, что этот вопрос мы должны обсуждать с участием общественности. И как общественность скажу, что лично я, например, субсидиями не очень доволен, потому что то, что я вижу, постоянный информационный шум вокруг субсидий идёт, говорит о том, что вокруг этой темы творится не очень хорошая обстановка.
А что Вы думаете об инициативах Президента, касающихся налогообложения?
Поддержка малого и среднего предпринимательства должна быть структурной. Я уже около 30 лет являюсь экспертом в области МСБ, и я хочу сказать, что самая лучшая поддержка — это не субсидии, не выделение денег, а налоговая преференция. То есть не мешать и уменьшить налоговое администрирование для малого и среднего бизнеса, и всё, этот рецепт принят и работает во всём мире. Главное дать преференции, особенно макро- и микробизнесу, их вообще не нужно администрировать, потому что они совершенно мизерные. Они решают социально-экономические проблемы, вопросы занятости, поэтому я считаю, что микробизнес нужно поддерживать максимально. И здесь я поддерживаю мысль Президента о том, что нужно ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
Ведь это же неправильно, когда малый предприниматель платит такой же пропорциональный налог, как большой бизнес. Нагрузка на малого предпринимателя огромная, потому что у него малый бизнес, чтобы выжить ему очень сложно в отличие от огромного бизнеса. Поэтому то, что отложили реформирование Налогового кодекса — это тоже очень правильный посыл, мы не должны лишать малого предпринимателя налоговых льгот, специальных налоговых режимов, благодаря которым они выживают. Я очень хорошо знаю жизнь малых предпринимателей, я сам являюсь представителем этой сферы, я возглавлял Ассоциацию, которая объединяет малых предпринимателей, я знаю, насколько им сложно и максимально поддерживаю, чтобы малому предпринимателю давали максимальные преференции.
И хотелось бы сказать, что помимо финансовой поддержки существует много других, например, уменьшение налогового администрирования, вообще административных барьеров. Я считаю, что это самые мощные шаги, не обязательно давать деньги, нужно давать возможность свободно работать предпринимателям.
Президент в Послании озвучил большое количество инициатив. Какая наиболее близка Вам?
Касым-Жомарт Токаев в очередной раз подчеркнул важность социально-культурных объектов. Это было, конечно, в рамках создания некоего пула меценатов, но то, что постоянно идёт нарратив о том, что мы должны повышать культурную объектность и субъектность с учётом социально-культурной направленности, это очень важная вещь, которую мы должны претворять в жизнь. И за время мы, наверное, в этом направлении упустили некоторую работу, но сегодня она должна проводиться, поэтому я поддерживаю этот тезис.
Глава государства указал на то, что крупные бизнесмены обязаны вкладывать значительные средства в строительство социальных объектов, в частности школ. У Казахстана большие планы по реконструкции организаций среднего образования и открытию новых объектов. Насколько важен этот момент?
Я считаю, что это лейтмотив вообще развития общества, человечества, цивилизации, когда много школ. Когда мы не заполняем всё какими-то застройками, а именно даём школы, больницы, инфраструктуру. В конце концов, все эти структурные вещи намного важнее. Поэтому, когда мы строим, мы должны всегда смотреть – есть ли школы, есть ли социальные важные объекты.
Говоря о развитии инфраструктуры, Касым-Жомарт Токаев сделал особый упор на сферу энергетики и коммунального хозяйства. Заявив, что от государства потребуется чёткое планирование тарифной политики на долгий срок. Какие у Вас рассуждения на этот счёт?
Тарифная политика абсолютно непредсказуемая. Да, я понимаю, что наша инфраструктура истощена, мы это видим по авариям в Риддере и в других городах, система испытывает большую нагрузку, но тарифная политика всё равно невнятная. Тарифную политику бизнес должен прогнозировать совместно с антимонополистами на несколько лет вперёд. Поэтому внятная тарифная политика должна быть, и, наверное, она должна быть сегментированная, для малого бизнеса — одна тарифная политика, для крупного бизнеса – другая.