Меньше недели остается до республиканского референдума, четвертого в истории независимого Казахстана. Впервые он посвящен не президентской власти и не Основному закону страны, а решению вопроса, который затрагивает и экологию, и энергетику, и развитие экономики в целом, а также национальную безопасность, социальное благополучие населения, и, конечно, политику. Речь идет о строительстве атомной электростанции (АЭС), сообщает Optimism.kz.
Важный шаг к открытости и прозрачности
Проведение референдума по этому вопросу представляется крайне важным шагом. Решение об АЭС требует всестороннего обсуждения и участия граждан, так как оно может оказать длительное воздействие на будущее страны.
При этом один из ключевых аргументов — прозрачность и демократичность процесса принятия этого важнейшего для страны решения. Для того, чтобы два указанных принципа были соблюдены, необходима максимальная вовлеченность граждан в этот процесс. Необходимо, чтобы общество было заинтересовано и в обсуждении, и, собственно, в принятии решения.
Важно понимать, что строительство АЭС – это не только технический или экономический вопрос, но и политический, касающийся интересов всех граждан Казахстана. Проведение референдума позволит сделать процесс принятия решения открытым и прозрачным, что крайне важно для поддержания доверия к власти. Граждане должны иметь возможность высказать свое мнение по вопросу, который может повлиять на жизнь будущих поколений.
О дате республиканского референдума Президент Касым-Жомарт Токаев сообщил в ежегодном послании народу. Тогда он уточнил, что всенародное голосование запланировано на 6 октября 2024 года и обратил внимание на то, что организация и проведение всенародного голосования по вопросу создания на территории РК атомной станции – это одно из проявлений «Слышащего государства». Концепцию государства, восприимчивого к запросам общества и оперативно на них реагирующего, – «слышащего», с чем к нему обращаются граждане, Касым-Жомарт Токаев сформулировал в самом первом своем послании народу Казахстана на посту Главы государства 2 сентября 2019 года. Тогда Президент отмечал необходимость выстраивания диалога власти и общества как залога создания устойчиво развивающегося, гармоничного государства.
Продолжая последовательно придерживаться этой концепции, в новом Послании от 2 сентября уже текущего года Касым–Жомарт Токаев вписал в общую канву «Слышащего государства» и проведение общенационального референдума по вопросу строительства АЭС.
«Предстоящий референдум станет еще одним проявлением широкого общенационального диалога и ярким примером реализации концепции «слышащего государства». По сути, такими шагами мы формируем новую общественно-политическую культуру, закладываем новые стандарты принятия ключевых государственных решений», – отметил президент в Послании.
Казахстанские и международные эксперты отмечают, что по такому важному для будущего страны вопросу, как строительство АЭС, решение должны принимать все казахстанцы на референдуме.
Так, доктор PhD по политологии Дина Айкенова обратила внимание на то, что ранее в истории Казахстана было три референдума, из них два состоялись в течение одного 1995 года. В апреле казахстанцы всей страной решали вопрос продления полномочий Президента Нурсултана Назарбаева, а 30 августа на всенародном референдуме принимали Конституцию независимого Казахстана.
Третий референдум состоялся более четверти века спустя – в июне 2022 года. Тогда граждане Казахстана отвечали на вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию РК, изложенные в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованного в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?».
«Референдум – это форма выражения гражданской позиции, его темой могут быть как изменения, вносимые в Конституцию, или принятие закона, так и решение важнейшего вопроса в иной сфере», подчеркнула она.
С латинского языка слово referendum переводится, как «То, что должно быть сообщено». По словам Дины Айкеновой, с 1973 года и до наших дней в разных странах мира всего состоялось более 1500 референдумов. Конечно же лидерами по числу плебисцитов стали страны развитой демократии – США, Италия, Франция, Великобритания.
А самое большое число всенародных голосований – 521 в течение последних 200 лет – зарегистрировано в Швейцарии. Эту страну называют родиной референдумов, поскольку именно там состоялось первое общенациональное голосование. Народ Швейцарии в начале XIX века, а точнее – 2 мая 1802 года принял вторую Конституцию Гельветической республики (так называли государство на территории Швейцарии, ставшее попыткой введения централизованной власти и просуществовавшее всего пять лет с 1798 по 1803 год).
У референдумов есть характерные особенности, отличающие их от электоральных кампаний. Избиратели в данном случае не делают выбор из нескольких кандидатов, а дают ответ на один четко сформулированный вопрос. Число вариантов ответов, как правило, ограничено по схеме «за», «против», «воздержусь от ответа».
По мнению эксперта Центра евразийских исследований Артема Данкова, решение вопроса о возведении атомной станции всенародным голосованием – логично и правильно.
«Строительство атомной электростанции или отказ от нее – стратегически важное решение. Народ Казахстана в этом случае должен вынести свой вердикт, дать согласие либо отвергнуть эту идею. Предстоит взвесить все и решить, насколько сегодня страна готова развивать и использовать атомную энергетику? Может ли Казахстан включиться в глобальный технологический процесс, сопровождающий АЭС по всему миру? Уже состоялись общественные слушания, в стране есть как сторонники, так и противники строительства атомной станции, и в таких условиях я считаю правильным решением проведение республиканского референдума, поскольку атомная энергетика может стать важной частью будущего Казахстана», считает эксперт.
В свою очередь, директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев, комментируя в СМИ Послание Президента, подчеркнул, что казахстанцам следует избегать стереотипов и предрассудков и изучить информацию об атомных станциях непредвзято.
«Думаю, что до 6 октября времени для изучения вопроса вполне достаточно. Разъяснительная работа проведена, дискуссия на эту тему длится достаточно давно. Информации достаточно, поэтому каждый может найти для себя ответ на любой интересующий его вопрос. Нам предстоит определиться с выбором, и станет очевидно смогли ли мы преодолеть свои страхи и стереотипы или по-прежнему находимся в их плену», – отметил он.
Почему вопрос так важен
Атомная энергетика ассоциируется с рисками, связанными с ядерной безопасностью. Несмотря на развитие технологий, остаются опасения по поводу возможных аварий на АЭС и их последствий. Мы все помним трагедию Чернобыля, свежа в памяти и катастрофа на японском острове Фукусима, где атомная станция была разрушена землетрясением и цунами.
Казахстан – страна, которая уже имеет негативный опыт в связи с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, и экологические последствия этого до сих пор ощущаются в некоторых регионах. Население может испытывать опасения по поводу того, что строительство АЭС увеличит риски радиационных аварий и загрязнения окружающей среды.
Публичные слушания по вопросу «быть или не быть атомной станции в Казахстане», проходили и в регионах, и в столице с разной периодичностью больше года, первые состоялись 22 августа 2023 года в селе Улкен Алматинской области. Стоит отметить, что жители села были преимущественно за строительство АЭС в их регионе, рассчитывали на то, что на станции и связанных с ней предприятиях будут созданы новые рабочие места, а появление такого крупного высокотехнологичного индустриального объекта приведет к улучшению инфраструктуры близлежащих населенных пунктов. В то же время против строительства станции выступали экологи и гражданские активисты.
Далее по ходу слушаний постепенно сложилась картина двух противоборствующих «лагерей», одни выступают однозначно за АЭС, другие – однозначно против.
Сторонники строительства атомной станции чаще всего говорят о необходимости укрепления энергетической независимости Казахстана, упоминая растущий дефицит электроэнергии и необходимость закупать ее у соседей. Они также отмечают, что страна, богатая природными ресурсами, включая нефть, газ и уголь, нуждается в диверсификации энергетического сектора. Атомная энергия может стать важным элементом стратегии по снижению зависимости от углеродных источников энергии и сокращению выбросов парниковых газов.
Стоит принять во внимание и лидерство Казахстана по поставкам урана, топлива для АЭС в другие страны. Получается, что мы, располагая уникальным запасом энергоресурса, отказываемся им пользоваться. И при этом нельзя забывать о плачевном состоянии ряда крупных ТЭЦ в разных регионах страны, где в самые холодные зимние дни случались аварии, и люди замерзали в своих квартирах.
На таком сложном фоне атомная энергия выглядит очень даже выгодной и необходимой. Но всегда есть условия.
В данном случае АЭС будет безопасной только при прозрачности всех процессов от финансирования и контроля строительства до набора и подготовки специалистов, передачи технологий и обеспечения безопасности.
Важно, чтобы решение по атомной станции было поддержано гражданами страны. Строительство АЭС требует значительных финансовых затрат, и общество должно быть уверено в целесообразности таких инвестиций. Вдумчивая подготовка к референдум позволит гражданам понять экономические выгоды и риски проекта, а также высказать свою позицию по этому вопросу.
Кроме того, строительство такого крупного объекта, как атомная станция, повлияет не только на энергетический сектор, но и на социальную и экономическую структуру региона, в котором будет располагаться станция. Это может повлечь за собой переселение жителей, изменения в местной инфраструктуре и экономике. Открытое обсуждение этих вопросов позволит выявить интересы различных социальных групп и обеспечить их учет в процессе принятия решения.
Еще один без сомнений важный вопрос при строительстве АЭС – экологический. Если рассматривать атомную энергетику с точки зрения снижения воздействия человека на окружающую среду и замедления климатических изменений, то можно увидеть отчетливый положительный эффект.
Казахстан активно участвует в международных договоренностях, направленных на борьбу с изменением климата, таких как Парижское соглашение. Атомная энергия рассматривается как способ уменьшить углеродный след и способствовать выполнению международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Однако, отмечая положительные аспекты, нельзя забывать о рисках и вызовах. Один из них – соблюдение стандартов ядерной безопасности и экологических норм. В этой области необходим жесткий контроль и максимальное раскрытие данных.
Помочь с обеспечением контроля, прозрачности и жестких стандартов безопасности могут эксперты Международного агентства по атомной энергетике – МАГАТЭ. Как сообщил казахстанским СМИ генеральный директор агентства Рафаэль Гросси, специалисты МАГАТЭ уже консультируют казахстанских коллег по вопросам возможного строительства АЭС.
«В этом году мы работаем над различными тренингами, сотрудничаем с казахстанскими ядерщиками, готовясь к тому, чтобы в случае принятия положительного решения по этому проекту сопровождать и поддерживать усилия Казахстана по внедрению производства ядерной энергии», – сказал Рафаэль Гросси.
Многие страны, такие как Германия и Япония, пересмотрели свои подходы к атомной энергетике после аварий на АЭС в Чернобыле и Фукусиме. И Казахстану при принятии решения о строительстве собственной атомной станции важно учесть опыт этих стран, чтобы не повторять ошибок. Референдум позволит привлечь внимание к международному опыту и проанализировать, какие уроки могут быть полезны для Казахстана. Это поможет принять более взвешенное решение, учитывая не только технические и экономические аспекты, но и социальные и экологические факторы.
Строительство АЭС – это проект, рассчитанный на десятилетия. Решение о его реализации повлияет на будущее не только нынешнего поколения, но и на жизнь последующих. Поэтому важно, чтобы оно принималось с учетом мнения как можно большего числа граждан.