Что такое раздолье безнаказанности и вседозволенности? Мы не знаем. Да и среди читателей мало кто знает. Но вот в Казахстане есть такие люди. И сегодня мы о них поговорим.
Есть такой у нас специальный финансовый институт – АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». Существует он давно. Аж с декабря 2006 года. Тогда его создали по указу президента Казахстана. Главная задача холдинга – стимулировать агропромышленность страны, которой руководство страны уделяет большое внимание. Только за последние 12 лет в АПК влили более 2,6 триллиона тенге.
Из этих денег – 55 процентов, это средства финансового института (государственные). Дополнительно 36 процентов – республиканский бюджет. 6 процентов – частный сектор, 3 – Нацфонда. В общем, 94 процента – это наши с вами деньги. И «КазАгро», как показала практика, эффективна только в одном. В освоении государственных денег. А вот в привлечении денег с рынка – нет. Ну, на что способны, как говорится.
И вот после стольких лет «плодотворной» работы два дня назад было объявлено, что «КазАгро» присоединится к холдингу «Байтерек». То есть это означает, что «КазАгро» больше не будет. Вообще. Появится совершенно новый и инновационный институт развития агропромышленности. И вот тут начался пляс. Пляс на костях.
Справедливости ради, нужно и важно отметить, что «КазАгро» всегда жил на широкую ногу. Финансовые растраты никогда его не беспокоили. А зачем беспокоиться, когда деньги государственные, и их выделили специально для того, чтобы тратить. И ему всегда было плевать, что эти расходы кому-то покажутся неэффективными.
Необходимо тащить столько, сколько можно утащить. И вот что делать, когда время уже почти сочтено? Правильно. Нанимать сотрудников. Холдинг принял водителей, охранников, переводчиков, делопроизводителей, пиарщиков, айтишников, бухгалтеров и прочий персонал на 96,2 миллиона тенге. Наверняка, хотя это и не факт, зарплаты у них раздуты, и их часть идет к кому-то в карман. Но это вполне рабочая схема.
«КазАгро» в нынешнем году намерена заказать и имиджевые материалы. В них, наверняка, будут говорить, какое руководство молодцы, так старались. Сумма, заложенная для реализации, – 10,7 миллионов тенге. Также не забыли и о страховании сотрудников, чтобы те получили качественные медицинские услуги. Сумма – 19,2 миллиона тенге. Все эти данные взяты с портала государственных закупок.
Есть у «КазАгро» и дочерние компании. Они, к слову, тоже с проблемами и некоторые из них закрылись. Из семи осталось всего три. Реформация прошла после критики президента. Но это не мешает оставшимся трем компаниям тратить деньги на свое усмотрение. АО «Аграрная кредитная корпорация» 13 миллионов тенге потратит на услуги по связям с общественностью.
Также она разместила объявление по аренде автотранспорта для нужд центрального аппарата стоимостью в 40,3 миллиона тенге. Недавно, а точнее 18 февраля, компания, которой скоро конец, наняла персонал. На условиях аутсорсинга. На 61,2 миллиона тенге. Естественно, для всех нанятых людей нужны и канцелярские товары. Их стоимость – 7,5 миллиона тенге. Причем для региональных филиалов канцтовары встают намного дешевле, не превышая 2 миллионов тенге.
В прошлом году после уже объявления о слиянии вышеуказанная компания организовала пресс-тур для СМИ и блогеров. В итоге пришлось раскошелиться на 10 миллионов тенге. Также заказала видеоролик о деятельности компании. Зачем? Если было ясно, что конец близок.
Другая дочерка – АО «КазАгроФинанс» – в феврале этого года закупила 30 ноутбуков на 6 миллионов тенге. Арендовала автомобиль специально для председателя совета директоров на 7,8 миллиона тенге. И это еще не все. В конце прошлого года «КазАгроФинанс» приобрело джип за 5,9 миллиона тенге. Для рыбалки, наверное. А сейчас намерено купить 100 сканеров, цифровые фотоаппараты и видеокамеры на 14,5 миллиона тенге.
Компания не останавливается «на достигнутом» и уверенно смотрит вперед. Сейчас запланировано обучение сотрудников и их страхование на 23,8 миллиона тенге. На консультационные услуги заложили аж 50 миллионов, 12,7 миллиона тенге потратят на брифинги, конференции и прочие мероприятия. Красиво жить не запретишь. Но и нужно об этом говорить.
Последняя дочерняя компания в списке – АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Оно в середине февраля разместило объявление для печатных СМИ, в частности, о подготовки и размещению информационно-разъяснительных материалов. Сумма на все это – 8,1 миллиона тенге. Для других СМИ – радиоканалов и информ агентств – подобная услуга уже закуплена. «Фонду финансовой поддержки сельского хозяйства» она обошлась в 7,3 и 5,7 миллиона тенге соответственно.
А вот для работы с республиканскими телеканалами фигурирует уже другая сумма – 23 миллиона тенге. На создание и размещение видеопрограмм для социальных сетей заложено 13,2 миллиона тенге, еще 2 миллиона – на пресс-туры. И это еще не все. На текущий месяц у фонда запланирована покупка системы видеоконференцсвязи за 63,1 миллиона тенге.
Примерно так деньги делаются из воздуха. Наверное, все-таки нашего с вами воздуха. Ну а нам, простому народу, остается только работать. И еще раз работать.