О вероятности «прослушки» разговоров со стороны известных социальных сетей с целью предоставления востребованной для пользователей рекламы рассказали эксперты, передает Optimism.kz.
Специалист в области информационной безопасности Kazdream Жаслан Кебекпаев сообщил о том, что пользователей могут прослушивать через смартфоны посредством приложений их производители и отправлять сведения в маркетинговые агентства. Во время установки, на момент регистрации всплывает соглашение о конфиденциальности, в котором можно найти пункты об использовании данных, включая использование микрофона. Устанавливая приложения, пользователи зачастую дают свое согласие на использование микрофона приложением.
«Предположим, в случае если вблизи со смартфоном 3 дня обсуждать покупку телевизора или озвучивать желания о посещении определенных услуг, Instagram фиксирует «прослушанную» информацию и выдает в ленте подходящую контекстную рекламу, допустим, о магазинах электроники или компаниях, предоставляющих желаемые услуги. В большинстве случаев рекламные агентства заключают договоры с производителями приложений. Факт записи со смартфонов пользователей не является незаконным действием, поскольку каждый был уведомлен об этом в договоре о конфиденциальности, а значит согласился с использованием приложения. Это не отличается от программ, установленных некоторыми компаниями и контролирующих рабочее время сотрудников, либо записи разговора во время звонка в Колл-центр. Необходимо тщательно следить за этими соглашениями во время установки, и, если такие условия не устраивают, просто не соглашаться с ними», — поделился ценной информацией Жаслан Кебекпаев.
Специалист по кибербезопасности поделился лайфхаком, благодаря которому можно выяснить, «прослушивается» ли смартфон приложениями или нет. Если зайти в меню настроек приложений, у каждого приложения можно просмотреть разрешение на использование микрофона, геолокации либо списка контактов. В определенных случаях у пользователя будет возможность убрать разрешение приложения к данным функциям смартфона. Жаслан Кебекпаев обозначил, что микрофон, подключенный к приложению, способен запуститься в совершенно неожиданной ситуации, а также фиксировать не только самого пользователя, но и других людей, разговаривающих неподалеку от него. Специалист рекомендует выключить разрешение на микрофон тем пользователям, которые не желают, чтобы приложения «прослушивали» их разговоры, а затем предлагали им соответствующую рекламу.
«Как правило все аудиозаписи, записанные приложением, сохраняются в «облаке» производителя и к ним отсутствует публичный доступ. Безусловно, есть вероятность, что определенные сервисы могут взломать «облако», как случилось недавно во время взлома Facebook, когда в сеть слили тысячи личных номеров пользователей, их имена и прочие сведения. Производители софта и собственники социальных сетей, как правило, беспокоятся о безопасности сведений своих пользователей, в том числе и о записи голоса со смартфонов, однако возможность потери этих сведений все же имеется. Поэтому необходимо помнить об этом во время согласия на доступ приложения к микрофону», — рассказал специалист Kazdream.
Глава «Интернет-ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров полагает, что прослушка с микрофона смартфонов со стороны больших компаний маловероятна. Это связано с тем, что в большинстве стран такая деятельность без особого разрешения суда — под запретом. Нарушители могут понести за прослушку смартфонов уголовную ответственность. Согласно мнению Сабирова, в случае вероятности прослушки смартфонов со стороны таких компаний как Google или Facebook, их уже давно всемирно засудили бы юристы. Со слов президента «Интернет-ассоциации Казахстана», определенные «шпионские» программы внешне похожие на обычные приложения на самом деле могут прослушивать пользователей. Чтобы обезопасить свой смартфон от таких программ необходимо тщательно следить, за предоставлением доступа функций смартфона для приложений.
«Предположим, в случае установки приложения для обработки фотографий, программа не должна запрашивать доступ к контактам или микрофону. Когда подобная программа запрашивает такой доступ в качестве обязательного требования к установке, я удаляю ее. Ведь для того чтобы подкидывать нам контекстную рекламу в социальных сетях не обязательно прослушивать смартфон. Большинство людей на разных устройствах используют привязку почты к одному и тому же браузеру, не зависимо во время работы или дома. Во время поиска определенных товаров на одном из устройств, эти сведения сразу же считываются компанией Google, для предоставления подходящей рекламы. Я, к примеру, пользуюсь для работы и запуска социальных сетей разными браузерами, однако не все люди совершают то же самое», — сообщил Шавкат Сабиров.
Согласно мнению главы интернет-ассоциации, есть большое количество маркетинговых инструментов, используя которые можно собирать сведения о потенциальных потребителях и искать свою аудиторию. Социальные сервисы, равно как и СМИ, ориентируются на наши предпочтения и желания. Поэтому нет смысла сражаться с действующей на нервы рекламой, если можно попросту ее не замечать. Даже если пользователь установил на смартфон шпионскую программу, маловероятно кто-то будет «прослушивать» именно его.
Эксперт по сеть интернет-маркетингу Мира Касенова обнаружила, что тема прослушивания разговоров пользователей со стороны крупных IT-компаний (Google, Facebook, Twitter и др.) ради предоставления контекстной рекламы уже давно преувеличивается во всем мире и насчитывает немало версий. Руководители компаний, безусловно, опровергают подобные возможности в своих приложениях. Согласно мнению маркетолога, большим компаниям не нужно подслушивать их беседы, для того чтобы понять в чем они заинтересованы.
«Такие компании наоборот, не жалеют никаких средств на использование новых технологий для уточнения запросов пользователей. Каждой крупный рекламодатель отслеживает поведение каждого пользователя в сети интернет. Наверное, многие обращали внимание на то, что Facebook представляет информацию по кругу интересов пользователя. В первую очередь для этого компания опирается на запросах, группах, комментариях и другом. Благодаря файлам Cookies все крупные компании знают, на каких веб-сайтах бывает каждый пользователь и оценивают его поведение. Например, некоторые пользователи заглядывают в интернет-магазины, собирают корзину, но товары так и не приобретают. Остальные заглядывают крайне редко, однако постоянно что-то покупают при посещении интернет-магазина. Социальные сети считывают все эту информацию и применяют ее с целью демонстрации пользователям рекламы», — поделилась знаниями Мира Касенова.
Маркетолог уверена, что одним из продуктивных инструментов распознавания запросов пользователей можно считать отслеживание геоданных и списки контактов. Соцсети обладают доступом к геолокациям, а также различают с кем пользователь чаще всего находится, чтобы распознать близких людей. Сравнивая данные сведения, социальные сети могут показывать рекламу по запросам пользователей с которым общается человек.
«Предположим, что девушка обсуждала с подругой новую сумку общей знакомой. Информация может быть считана от подруги этой девушки, которая уже искала эту сумку в интернете, социальная сеть может предложить рекламу о ней, несмотря на то, что разговор об этой сумке происходил один раз. Эта сумка может выйти в рекламе, даже если у подруги девушки не было запроса, но она встретилась с той самой знакомой, у которой в телефоне сохранился цифровой след от той самой сумки. Facebook мыслит: «Конечно, подруга беседовала с людьми, что искали данные о сумке, значит, ей может быть интересна эта сумка». Затем эта подруга поговорила с девушкой, их отследили по геолокации и предложили девушке рекламу об этой же сумке, потому что она может быть интересна», — объяснила Мира Касенова.
Со слов Касеновой, подобный результат распространения сведений на первый взгляд может показаться «прослушкой» пользователей. Алгоритм данных сервисов распознает общий круг интересов с людьми, которые чаще всего находятся в нашем окружении. Этот алгоритм стремится отыскать людей наиболее схожих с теми, кто уже совершил покупку в интернет-магазине или подписался на страницу рекламодателя. Механизмы алгоритма регулярно изменяются, улучшаются и усложняются. Избавиться от рекламы, предлагаемой в социальных сетях не получится в любом случае. Единственным выходом для отказа от контекстной рекламы может послужить полное удаление из социальных сетей.