В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось.
Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 миллиона авто, на 3,5% меньше, чем год назад, передает 77news.kz со ссылкой на Energyprom.kz.
В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тысячи «железных коней», плюс 11,7% за год.
В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9% – до 3,8 миллиона авто к началу текущего года.
При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти два миллиона авто).
Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора. Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны.
Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трёх лет составляют лишь 50 МРП, чуть более 153 тысячи тенге. Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется лишь в 0,25 МРП – несущественная сумма. А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.
Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тысячи до 1,8 миллиона тенге.
Стоит отметить ещё один момент: как уже было упомянуто, большинство новых авто, продаваемых в РК – местного производства. Заметно увеличить продажи за счёт новых же импортных автомобилей невозможно: автопродажи буксуют во всём мире, что усугубляется очередным геополитическим кризисом. Фактически в РК дефицит и так ощущается заметно слабее, чем в целом в мире.
Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет (и это уже видно) не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тысяч новых авто.
И наконец, подержанные автомобили вовсе не отличаются доступными ценами. Так, стоимость подержанных легковых авто на казахстанском рынке выросла по итогам апреля текущего года сразу на 16% за год. Причем дело не в текущем кризисе: годом ранее рост цен также был вполне значительным – на 8,9%.
Фото: pixabay.com