Правда ли то, что китайские авто стали чаще покупать в нашей стране?
Недавно ехал на такси. Попали в «пробку». Перед нами с правого ряда влез белый кроссовер. Сзади было написано Haval. Мой таксист, увидев его, сказал: «Этот «хавл» очередной какой-нибудь китаец, который сделали из бочек. Они ржавеют на второй год после покупки. Лучше купить «галант» 90-х и то лучше будет». Ехали мы как раз на Mitsubishi Galant в неплохом состоянии…
Я задумался. Почему машины из Китая пользуются «такой» популярностью? Действительно ли они такие слабые и некачественные? Что легче купить машину, которой почти 30 лет. В этой статье корреспондент Bizmedia.kz расскажет о мифах, ценах и сравнениях на китайские авто.
Китайские авто. Мифы
Первый и самый важный – машины делают из обычной жести. Якобы достаточно надавить рукой на дверь, и она помнётся. Такое мнение у людей появилось не просто так. На самом деле такое было. В России, когда туда только начали завозить китайские автомобили. Это было 15-20 лет назад. Сейчас же они в среднем делают 0,8 мм на кузове. Почти так же делают и другие производители автомобилей. Такой же, например, и у Hyundai Solaris.
Поставить на учет авто. Сколько будет стоить первичная регистрация?
Второй – «воняют» вредным пластиком. Сейчас это считается мифом. Хотя, как и в первом случае, он тоже имел место быть. Дело в том, что когда первые китайские авто завозили опять же в Россию, от салона исходил запах дешевого пластика. По словам давних автолюбителей, он был очень стойким. Даже химчистка не спасала. Из-за этого его прозвали «фенольным» (класс токсичных веществ). Сейчас же китайские авто пахнут, как европейцы или корейцы – потому что поменяли пластиковые материалы.
Ещё люди думают, что все китайские авто – копии известных марок машин. В 80-х прошлого века китайцы официально копировали другие автомобили. Кто-то делал это нечестно и даже занимается этим сейчас. Однако таких компаний осталось очень мало.
Ну и последний «кричащий» миф – это дешевизна. Многие считают, что машины из Китая стоят мало. Однако это не так. В Казахстане новые авто, к примеру, JAC стоят от 6 850 000 тенге до 14 900 000. А поддержанные, но свежие автомобили от 2018 года варьируются от 3-4 миллионов тенге до 25-30. Есть, конечно, и дешёвые за миллион тенге или чуть дороже, но они старше и в плохом состоянии.
Польза от мифов всё-таки есть. Для автолюбителей. Ведь китайцы вкладывают много сил, чтобы побороть эти стереотипы и делают машины качественнее. А покупателям это только на руку.
Китайские авто. Цены в Казахстане
Согласно аналитике портала Energyprom.kz, в топ-15 проданных легковых машин в Казахстане вошли два китайских производителя. Это JAC – 10-е место и Haval – 15-е. За этот год в нашей стране продали 3022 новые китайские машины. Для нас это неплохая статистика. И она растёт. Недавно на наш рынок зашла еще одна марка – Chery. Будем ждать статистику по ней уже в следующем году.
Теперь перейдем к точным ценам на новые китайские авто. Начнем с JAC, потому что его чаще покупали. На официальном сайте дилера в нашей стране можно узнать цены на эти машины. В каталоге у них есть только одна «легковушка» – она стоит 8 390 000 тенге. Ещё есть 5 кроссоверов. Самый дешёвый обойдётся в 6 850 000 тенге, самый дорогой – почти 15 миллионов тенге.
У Haval на сайте дилера цены чуть повыше. В прайсе есть 3 кроссовера, 1 внедорожник и 2 пикапа. На кроссоверы цены стоят от 9 миллионов тенге до 10 690 000. Внедорожник обойдется примерно в 16 790 000 тенге. А пикапы можно купить либо за 13 580 000 тенге либо за 17 190 000.
А продавцы Chery предлагают скачать прайс-листы на каждый автомобиль. Там есть описание и необходимая информация. Например, Chery Tiggo 4 в, зависимости от комплектации, будет стоить от 8 миллионов до чуть более 9. Tiggo 7 обойдется примерно в 12 миллионов тенге, а Tiggo 8 – от 13 600 000 до 15 200 000 тенге.
Стоимость поддержанных авто
Далее посмотрим на поддержанные. Мы искали на наших «колёсах» и посмотрели более-менее свежие машины – от 2010 до 2020 годов. Поиск задали по всему Казахстану. Цены тут самые разные. Например, в Нур-Султане продаётся вроде как свеженький Geely 2013 года. Он на ходу. А стоит всего лишь 1 800 000. Возможно, есть какой-то подвох? Есть еще какой-то Lifan Breez. 2010 года, седан. Стоит 700 тысяч тенге. Наверно не могут продать?
А есть внедорожник BAIC – 2020 года, КПП автомат, объём 2 литра. Стоит 17 500 000 тенге. Как видите, стоимость китайских Б/У машин очень разная. Можно сказать, даже так – от 500 тысяч тенге до 30 миллионов. Кстати, интересный факт – на сайте по поиску машин из Китая есть 1400 объявлений. Это говорит о том, что в нашей стране достаточно автомобилей из Поднебесной.
Проблемы
Чтобы дать вам точные сведения, я начал искать форумы автолюбителей. На них я нашёл владельцев китайских авто. Думаю, только они могут дать точный ответ – стоит ли покупать такие автомобили. Ведь при покупке машины в автосалоне невозможно оценить надёжность, устойчивость, вероятность коррозии или безопасность при ДТП. На этот вопрос могут дать ответ только владельцы похожих машин.
Как ни странно многие говорят, что сильная сторона машин из Китая – это дизайн, электроника и интерьер. К примеру, у базовых комплектаций Haval имеется обогрев руля, бесключевой доступ и сенсорное управление мультимедией. Таким могут похвастать не все европейцы или корейцы, а только с комплектацией комфорт и далее.
Ещё у «базовых» есть датчики света и дождя, кнопка Start, климат контроль. В комплектациях подороже есть беспроводные зарядки, дисплеи на лобовых стёклах, панорамные крыши и даже системные удержания машины в полосе. В наше время – это очень удобно и комфортно.
Пластиковый бензобак
Но есть и обратная сторона медали. Я нашёл проблемы, о которых мало кто говорит. Одна из главных – у многих машин установлен пластиковый бензобак. Он абсолютно ничем не защищён со стороны днища автомобиля. То есть его легко можно разбить при езде по бездорожью. Тем более, мы знаем, что китайцы любят делать кроссоверы, которые имеют способность проходимости, как у внедорожника. Владельцы сами пытаются придумать, как его защитить.
Скользящие коврики
Идём дальше. Многие владельцы ещё отмечают скользящие коврики. Они плохо держатся и «катаются» по полу. А ведь в истории мирового автопрома есть похожий момент. В 2009 году Toyota отозвала почти 4 миллиона машин. Всё из-за ковриков, которые цеплялись за педаль «газа». Правда, у машин из Китая не такая крупная проблема, но владельцам приходится самим крепить коврики. Тоже минус.
Неудобные сиденья
Вот ещё несколько мелочей. Больше половины владельцев китайских машин отмечают, что у них неудобные сиденья. Если в городе это не приносит проблем, то при дальних поездках ехать очень сложно. Многие выкручиваются, покупая чехлы или специальные подушки. Ещё среди мелочей говорят о маленьком бочке омывателя – 2 литра на некоторых авто. Например, у Corolla он 5-ти литровый.
Коррозия днища
Ещё у китайских машин плохо обрабатывают днище. На заводах с антикоррозийным средством, как говорят владельцы машин, «халтурят». Покрытие наносят лишь частично – из-за этого обладатели машины сами наносят нормальное покрытие от ржавчины.
Сравнение
Кстати, в декабре 2020 года аналитическое агентство «Автостат» из России провело интересное исследование. Эксперты сравнили на то время два популярных китайских авто с похожими немцем, японцем и корейцем. Они заявили, что китайские авто обходятся дороже в обслуживании.
В аналитике говорилось, что владельцы Haval F7 за пять лет потратят 1,6 миллиона рублей – это 9 136 000 тенге (курс рубля к тенге на декабрь 2020 года был равен 5,71 тенге). А купившим Geely Atlas обслуживание обойдется в 1,7 миллиона рублей – это 9 707 000 тенге.
Сравнивали они с машинами Volkswagen Tiguan – 1,3 миллиона рублей (7 423 000 тенге), Kia Sportage – 1,4 млн рублей (7 994 000 тенге) и Toyota RAV4 – 1,5 млн рублей (8 565 000 тенге). Таким образом, получается, что китайские машины не такие уже и дешёвые.
Отметим, что эксперты «Автостат» исследовали расходы на бензин, обязательное техобслуживание, оплату всех налогов, оформление, документы, страховые полисы, и даже покупку зимних шин.
Вывод
Я нарочно не говорил о запчастях. Потому что, по словам владельцев, это сущий ад. Покупка запасных частей на китайские машины доставляет людям много проблем. Вот несколько цитат из личных бесед:
«Их просто нет в наличии. Даже на складках. А если и есть, то дождаться их нереально. Особенно детали интерьера или электрику. А про качество промолчу, лучше продам машину», — пишет Андрей из Омска.
«Качество — плакать хочется. Заказал оригинальную запчасть в Новосибирск. Мне нужен был насос гидроусилителя руля. Его с трудом нашли, отправили и привезли. Обрадовался, поехал, а на СТО мне сказали, что качество — отвратительное. Лучше выкинуть», — рассказал Матвей.
«Куча контрафакта, которые сами китайцы и высылают. По одному артикулу разные запчасти. Мне приходилось заказывать детали других машин, которые хоть немного были похожи на запчасти моей машины, но я нашел выход — продал машину», — говорит Рустам из Махачкалы.
«Списки деталей скудные, для некоторых машин вообще нет. Моя как раз таки одна из таких. Мне приходилось самому искать в гугле нужную информацию. Вообще я думаю, что производители особо не «парятся» по поводу запчастей», — добавил Султан из Алматы.
«Год ездил на китайском кроссовере. Вроде бы нравился, но когда решил привести его в порядок, и появилась возможность, столкнулся с проблемами. Каталогов нормальных нет, искать негде, всё непонятно. Даже не стал заказывать, продал», — поделился человек из Ростова, который попросил не писать его имя.
Но наверняка есть и те, кому китайские машины по душе. И давать совет – стоит ли покупать китайское авто — мы не будем. Так же, как и не станем отговаривать вас от этой покупки. Каждый сам для себя решит, что нужно, а что нет. Выбор делайте сами. Берегите себя!