На заседании Правительства о мерах по модернизации транспортной инфраструктуры, развитию международных коридоров и упрощению таможенных процедур доложил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров.
Он сообщил, что для обеспечения транспортной доступности Центра трансграничной торговли Евразия ведется реконструкция автомобильной дороги «Подстепное-Федоровка» общей протяженностью 144 км. Данная дорога является одним из транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Европой. В этом году завершены работы по устройству дорожного покрытия, а также водопропускные трубы и развязки. Завершение проекта планируется в 2025 году.
Также завершается разработка ПСД на строительство железнодорожного подъездного пути от станции Пойма. В следующем году ожидается положительное заключение Госэкспертизы.
По развитию международного центра промышленной кооперации (МЦПК) «Центральная Азия». Ведется строительство ж/д линии Дарбаза – Мактаарал (протяженность 152 км). Это позволит разгрузить станцию «Сарыагаш» и увеличить пропускную способность на 20 млн тонн в направлении Центральной Азии. Необходимые для Центра технические условия будут предоставлены после завершения проекта.
Кроме того, Комитетом государственных доходов ведется работа по модернизации автомобильного пункта пропуска Атамекен, завершение которого планируется в январе 2025 года.
Казахстанская часть международного транспортно-логистического комплекса (ИТЛК) «Алатау», расположенная на границе с Кыргызстаном, возле пункта пропуска «Карасу», играет важную роль в обеспечении транзитных и торговых операций между странами. С целью увеличения его пропускной способности проводится работа по модернизации. На сегодня разработана ПСД. Начало работ запланировано в 2025 году с завершением в 2026. Средства для реализации проекта предусмотрены в бюджете следующего года. Вместе с тем, на участке между пунктами пропуска Карасу-Актилек через реку Чу прорабатывается вопрос строительства моста за счет средств инвестора.
«В рамках «Каспийского узла» полным ходом идет работа по модернизации морских портов Актау и Курык. Также в следующем году в порту Актау будут проведены дноуглубительные работы. За счет вынутого грунта в порту будут образованы новые территории площадью 170 га для развития дополнительных терминальных мощностей. Создание новых терминалов в порту Актау планируется в кооперации с иностранными инвесторами — Rhenus, Wandernet и CMA CGM. Что касается порта Курык, в текущем году запущен новый зерновой терминал мощностью 1 млн тонн в год», — отметил вице-министр.
В порту ведется строительство многофункционального терминала «Саржа». До конца года будет завершено дноуглубление акватории, прилегающей к данным терминалам.
В целом, реализация указанных проектов позволит к 2030 году увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн.
По «Хоргосскому узлу» начата работа по реализации проекта грузопассажирского аэропорта казахстанско-германским совместным предприятием ТОО «SKYHANSA». Предполагается создание авиационного грузового хаба, включающего грузовой терминал с СВХ, топливное хранилище, авиационно-технический центр для обслуживания воздушных судов и грузовую авиакомпанию на территории СЭЗ «Хоргос». В настоящее время прорабатывается подписание инвестиционного соглашения.
Кроме этого, вблизи Хоргоса расположена железнодорожная станция Алтынколь, которая является важным звеном транспортно-логистической инфраструктуры на стыке Казахстана и Китая. На сегодня станция обрабатывает до 11 млн тонн грузов и 700 тыс. контейнеров ежегодно. Для увеличения пропускной способности узла планируется модернизация станции.