Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе официального визита в Туркменистан подчеркнул успешное транзитно-транспортное взаимодействие между двумя странами. В прошлом году объем железнодорожных перевозок между Казахстаном и Туркменистаном увеличился на 20% и достиг порядка 1,5 млн тонн, заявил глава государства. По словам главного эксперта Института мировой экономики и политики Лидии Пархомчик, между Казахстаном и Туркменистаном существует огромный потенциал реализации транспортно-логистических проектов и осуществления транзитно-транспортного взаимодействия. Самым перспективным маршрутом, который развивают стороны, является транспортный коридор «Север-Юг». Мнением о ключевых моментах визита президента Токаева в Туркменистан эксперт поделилась в интервью корреспонденту Optimism.kz.
— Лидия Андреевна, что вы можете сказать об уровне двусторонних отношений между Казахстаном и Туркменистаном? И чем знаменателен нынешний визит казахстанского президента в Туркменистан?
— Если мы говорим о текущем уровне взаимодействия Казахстана со своими партнерами по Центральной Азии, то, безусловно, Туркменистан занимает особое место по целому ряду причин. Астана и Ашхабад являются партнерами по Каспийскому региону и в транспортно-логистической, энергетической, то есть газовой и нефтегазовой, отраслях.
При этом надо отметить, что казахстанско-туркменские отношения всегда развивались достаточно продуктивно, в духе добрососедства, а также в духе взаимного понимания и взаимного уважения. Именно поэтому примечателен факт подписания Декларации об укреплении дружбы и углублении многопланового стратегического партнерства между Казахстаном и Туркменистаном. Данный документ был подкреплен Комплексной программой стратегического партнерства между двумя государствами сроком на 2025-2027 годы. То есть мы видим, что страны намерены и в дальнейшем укреплять контуры своего взаимодействия, тем самым поддерживая явно выраженный тренд на углубление взаимодействия в рамках всей «центральноазиатской пятерки».
— В ходе переговоров с главой Туркменистана президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что Казахстан с большим уважением относится к нейтральному статусу Туркменистана на международной арене. Какие факторы способствуют стабильности отношений между Казахстаном и Туркменистаном, несмотря на разные подходы во внешней политике?
— Нейтральный статус Туркменистана с точки зрения осуществления его внешнеполитической деятельности никогда не являлся проблемой для налаживания кооперации между Астаной и Ашхабадом. Более того, данный статус совершенно не означает отсутствие активности Туркменистана на международной арене, потому что в последние годы очень часто мы можем видеть инициативы Туркменистана, выдвинутые в рамках ООН и других международных организаций в плане транспорта, логистики, энергетики, что особенно интересно Казахстану. В последние годы Туркменистан все более явно стал проявлять себя на всевозможных внешнеполитических мероприятиях. Это не значит, что страна изменила своему основному геополитическому принципу, однако участвовать в работе тех или иных международных структур в качестве наблюдателя данный статус не мешает. В таких начинаниях Казахстан всегда будет готов поддержать своего партнера по Центральной Азии.
— Что вы можете сказать о роли личных взаимоотношений между президентом Казахстана и высшим политическим руководством Туркменистана?
— Нужно признать, что высокий уровень взаимного доверия между странами стал возможен в том числе благодаря тому, что руководство Казахстана и Туркменистана всегда было способно найти точки взаимного соприкосновения интересов. Этому также способствовали межличностные отношения между президентами. Тот факт, что в качестве первого официального лица, встречающего президента Касым-Жомарта Токаева в начале его визита в Туркменистан, стал Председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов, национальный лидер туркменского народа, говорит о высоком уровне доверия между политиками и о намерении сохранить и приумножить накопленный политический потенциал.
— По словам президента Токаева, совместными усилиями создаются благоприятные условия для транзитно-транспортного взаимодействия. Успешным примером казахстанско-туркменской кооперации является железнодорожная магистраль «Казахстан – Туркменистан – Иран». Как вы оцениваете перспективы сотрудничества двух государств в сфере транспорта, логистики и транзита?
— Между Казахстаном и Туркменистаном существует огромнейший потенциал реализации транспортно-логистических проектов, а также осуществления транзитно-транспортного взаимодействия. Сейчас самым перспективным маршрутом, который стороны пытаются развивать, является транспортный коридор «Север-Юг». Как вы знаете, у нас специально в рамках данного коридора вдоль восточного побережья Каспийского моря была проложена железнодорожная магистраль Казахстан — Туркменистан с выходом на Иран. По итогам прошлого года, в железнодорожных перевозках мы достигли показателя в 1,5 млн тонн товарооборота по данному направлению. Причем наши российские партнеры предлагали большие скидочные тарифы для того, чтобы обеспечить и наполнить данную магистраль трафиком из России по направлению в Иран. Также Москва, Астана и Ашхабад договорились о том, чтобы в рамках функционирования данной железнодорожной магистрали была создана единая операторская компания, которая бы управляла этой самой тарифной сеткой, распределением грузов, привлечением грузов на маршрут. Естественно это также привлекает иранских экспортеров и импортеров, потому что им интересен выход на Центральную Азию с возможностью экспортировать товары далее в страны Ближнего Востока или Юго-Восточную Азию.
Здесь надо особенно подчеркнуть, что меморандумы, которые были подписаны в рамках официального визита президента Токаева в Туркменистан (Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта РК и Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана, Меморандум о сотрудничестве в области морского транспорта между АО «НК «Актауский морской торговый порт» и АОЗТ «Морской торговый флот») создают те самые предпосылки для того, чтобы приумножить, во-первых, товарооборот в рамках транспортно-логистических цепочек, и, во-вторых, улучшить сервисное наполнение подобных перевозок. Здесь, кстати, ключевым моментом может выступать тот факт, что между сторонами было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в области транспорта, логистики и транзита. Понятно, что подобный документ в первую очередь призван придать дополнительный импульс взаимодействию, тем самым обеспечить наполнение грузопотока и увеличить товарообмен между странами в конечном итоге.
Нужно признать, что Туркменистан не зря позиционирует себя как стратегический транспортно-логистический узел, который обеспечивает выход стран Центральной Азии в сторону Южной Азии. Для Казахстана было бы интересно развивать подобные направления сотрудничества именно потому, что рынки Пакистана и Индии, безусловно, являются очень перспективными для казахстанской продукции горнодобывающей и сельскохозяйственной отрасли. Главное, что есть очень большая потребность, эти рынки очень емкие в плане потребности как в продовольствии, так и в цветным металлах.
В данном контексте, безусловно, ключевое значение будет иметь развитие ситуации вокруг Афганистана, который должен выступать транзитным звеном между Центральной и Южной Азией. И тут Туркменистан является тем элементом, который может привести всю систему транспортно-логистических цепочек в единое равновесное состояние. Один из последних примеров, каким образом Ашхабад может влиять на развитие и стабилизацию экономического состояния Кабула и страны в целом, является возобновление работ по строительству газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Несмотря на то, что проект считается долгостроем, именно Туркменистан является его идейным вдохновителем, а также основным спонсором и финансовым гарантом. Тот факт, что в сентябре возобновились работы уже на афганском участке данного газопровода, внушает серьезный оптимизм в отношении перспектив стабилизации, возможностей Афганистана потянуть подобные большие проекты, а значит повышения уровня безопасности и в отношении транспортно-логистических перевозок через страну транзитом.